Круглый стол для педагогов: "Воображение, мышление и речь дошкольника. Их взаимосвязь в развитии ребенка"
методическая разработка на тему

Найденова Наталья Николаевна

Познавательные психические процессы у детей  очень активно развиваются в дошкольном  возрасте. На круглом столе обсуждается развитие воображения, мышления и речи дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            Познавательные психические процессы у детей  очень активно развиваются в дошкольном  возрасте. Сегодня на нашем круглом столе мы будем говорить о развитии воображения, мышления и речи детей.

         Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого: за кажущимся его богатством скрывается бедность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у детей дошкольного возраста знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичность   детского мышления, когда дети еще не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник, как правило, не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.  

         Чаще всего у детей, почти на протяжении всего дошкольного детства, отсутствует замысел или он крайне неустойчив. А подчас замысел рождается только после начала действия. Ребенок фантазирует ради того, чтобы фантазировать…Его привлекают, в первую очередь, эмоционально окрашенные образы.

        Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.  Важно научить дошкольника формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего, в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

           Для успешного творчества, естественно, необходимо развитие мышления, его критичности, в первую очередь. Развитие мышления, воображения и речи – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы развития.

           Развитию познавательных процессов у детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки.

        Основные принципы организации развивающей  среды – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.

         Цель деятельности воспитателя дошкольного образования заключается в стимулировании разных видов активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.

         Тем самым педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Обязательным элементом образа жизни детей является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. При этом педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит гипотезы, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

           Для эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности. 
В их числе, прежде всего, следует назвать методы, развивающие мышление, воображение и речь в их взаимосвязи:

  1. метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;
  2. метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
  3. метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
  4. метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Развитие воображения, мышления и речи – это, прежде всего, создание проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены.

А теперь, уважаемые коллеги, мне бы хотелось, чтобы мы с вами обсудили

проблему развития мышления, воображения и речи. Для того, чтобы могли все высказаться, я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение»….

1. « Главным средством развития воображения  ребенка является….»

2. «Именно взрослый закладывает…»

3. «Важным моментом в развитии речи является…»

4. «Развитие мышления тесно связано с ….»

5. «Важно научить ребенка…»

6. «Руководство развитием мышления требует от педагога…»

7. «Речь воспитателя должна быть…»

8. «Важным моментом в развитии воображения является…»

9. «Игровая деятельность развивает…»

10. «Сказка является неоценимым средством для развития…»

11. «Игра – драматизация помогает…»

12. «Метод экспериментирования предполагает…»

13. «Развитие мышления детей дает возможность педагогу….»

14. «Наглядная опора в воссоздании художественного текста дает возможность…»

15. «Интеллектуальная деятельность невозможна без…»

16. «Моя профессия интересна для меня тем, что…»

17. «Фантазии ребенка помогают ему…»

18. «Я в своей деятельности с удовольствием использую…»

19. «Главным условием в развитии мышления и речи ребенка является…»

20. «Речь формируется тогда, когда…»

  А теперь поиграем в игру «Придумаем сказку»…

Условие игры следующее: «Каждый участник должен придумать одно предложение, повторяя последние слова предложения предыдущего участника»…

Например: «1 уч. - Жили, были дед и баба. 2уч. – Дед и баба жили в большой избе. 3 уч. – В большой избе с ними жила еще и внучка… т т.п.»

Я начинаю.

В некотором царстве, в некотором государстве жила была одна девочка. Продолжайте…

Педагоги составляют сказку по кругу.

Итог игры: данная, вроде бы на первый взгляд, простая игра у современных детей вызывает затруднение. Потому что творческое мышление развито на необходимом уровне далеко не у всех, как и речь, умение адекватно сформулировать свою мысль. Но в современном мире, какой бы деятельностью не занимался человек, ему просто необходимо творческое осмысление проблемы, креативный подход к решению любой задачи – это реалии нашей действительности, хотим мы этого или нет.

 “Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии и творчества. Без этого – он засушенный цветок”. В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность спе­циалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...

Круглый стол для родителей «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка»

Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем.1. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».2. Актуализация опыта сохранения ...

"Круглый стол" для родителей на тему: " Правильная речь-залог здоровья и успеха дошкольника"

Методическая разработка учителя-логопеда для воспитателей логопедических групп...

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"

Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"...