Система работы над слоговой структурой слова
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Татаринцева Надежда Геннадьевна

В данной памятке представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл памятка для воспитателей51.01 КБ

Предварительный просмотр:

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды и воспитатели испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данной памятке представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Изучением данного вопроса занимались: А.К. Маркова, Агранович З.Е., Большаковой С.Е., Иншаковой О.Б., Ткаченко Т.А.

В работах Н.Ю. Сафонкиной, З.Е. Агранович, Г.Г. Голубевой, А.К. Марковой, Т.А. Титовой, Н.С. Четверушкиной определены пути преодоления имеющихся дефектов слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Различные научно-методические подходы в коррекции слоговой структуры слова у детей с речевой патологией были разработаны такими авторами, как А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Ю.Ф. Гаркуша, З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкина, С.Е. Большакова, Г.В. Бабина и Н.Ю. Сафонкина.

Используемая литература по данному вопросу:

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений (Книга + электронное приложение);

Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь;

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное

Учреждение детский сад № 26

«Система работы над слоговой структурой слова»

Подготовила:

учитель-логопед    

Татаринцева Н.Г.

           

Лабинск

2017 г.

Большакова С.Е. Конфетка. Формируем слоговую структуру слова

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для разного уровня.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  •  «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от

 

количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 

  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) 
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровожда-ются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками…

352500 Краснодарский край

г. Лабинск

ул. Ленина 83


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова у дошкольников с моторной алалией.

Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений. Для устранения характерных искажений необходимо специальн...

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем, в самом ходе обуче...

Работа над слоговой структурой слова

Идея для работы над слоговой структурой. Ребенок называет все слова подряд и зачеркивает все картинки, на которых изображена тыква. Затем берет карандаш другого цвета, снова называет все картинки (в т...

Система логопедической работы над слоговой структурой слова

В материале представлен опыт работы Герасимовой Н.В. над формированием слоговой структуры слова. Данная разработка опирается на методику Большаковой С.Е. и Ткаченко Т.А....

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....