Слоговые цепочки и работа над слоговой структурой слова
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Кирьякова Ксения Игоревна

          Термином слоговая структура слова в логопедии обозначают расположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, овладением ребёнком в дальнейшем звуковым анализом, письмом, чтением. 

           Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

           1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

           2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

           3. Односложные слова (дом, мак).

           4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

            5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

            6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

            7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

            8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

            9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

           10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

           11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

           12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

           13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

            14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино). 

            Слоговые цепочки и работа над слоговой структурой слова необходимы для развития навыков чтения и письма, а также для формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.
              Цели использования слоговых цепочек и упражнений по работе со слоговой структурой слова:
  • Преодоление трудностей слияния согласного с гласным. Слоговые цепочки помогают детям быстро находить и узнавать буквы. 
  • Усвоение слов сложной слоговой структуры. Упражнения включают работу с многосложными словами, которые состоят из 4 слогов и более. 
  • Расширение и уточнение словарного запаса. Задания проводятся на уровне словосочетания, предложения и текста. 
  • Подготовка к обучению грамоте. Упражнения помогают сформировать навыки правильного произношения слов разной степени сложности. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....