Использование схем и сюжетных картинок для обучения детей связной речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кознова Ольга Семёновна

В помощь воспитателям логопедических групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование схем и сюжетных картинок

для обучения детей связной речи

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

В посвященных развитию связной речи исследованиях ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Это особенно важно при работе с категорией детей, имеющих диагноз  - общее недоразвитие речи и характеризующееся недостаточной сформированностью всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателям; страдает связная речь. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно – следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна  поэтапность начального, пускового периода обучения. Так же, очень важно отметить, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств нужно основываться на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из этих факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выгодский.

Т.А. Ткаченко при обучении дошкольников связной речи предлагает использовать виды рассказывания, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, причем, в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана.  Можно обозначить следующий порядок:

- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- составление рассказа по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Также возможно проведение занятий по описанию и сравнению предметов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные и другие с использованием схем.

Схемы помогают дошкольникам составлять рассказы – описания, так как экспериментальными данными подтверждено, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные с самостоятельным определением (при рассмотрении предмета ) его главных признаков и свойств, установлением последовательности в изложении выявленных признаков, удержанием в памяти этой последовательности.

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Работая с 6-летними детьми, когда ими полностью усвоена программа предыдущего года обучения,  можно порекомендовать такой порядок построения занятий по развитию речи:

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использованием опорных сигналов;

- составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин;

- составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине;

- составление описательных рассказов (с использованием схем);

- творческое рассказывание.

В предложенной последовательности, как сказано выше, нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи. Рассмотрим их подробнее.

В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки. Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу на листе картона или маркерной доске.

Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивают текст рассказа.

Последующие 2 этапа – составление рассказа по серии картин и одной картине – лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению. Сюжетные картины и картинки служат эффективным средством познания ребенком окружающей действительности. Они позволяют уточнить представления детей о предметах и явлениях.

Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета и объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы в работе используем схемы, разработанные по материалам методик Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, С.А. Васильевой, которые позволяют решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания.

Схема представляет собой лист картона размером 45 х 30 см, разделенный на 6 или 8 частей  (по количеству характерных признаков предметов, объектов или времен года, о которых будет составляться рассказ).

В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к  сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания – не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.

Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. Кроме того,  усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:

- обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;

- аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;

- проигрывание ситуации общения (по материалам рассказа);

- установление причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.

Ниже приведем краткие  конспекты занятий, в которых отражены некоторые из этапов обучения детей связному высказыванию в подготовительной к школе группе, а именно составление рассказа по сюжетной картине и составление описательного рассказа с использованием схемы.

Конспекты занятий по развитию связной речи

Тема. Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения»

Цели.

  1. Упражнение в диалогической речи – постановка вопросов к фрагментам картины.
  2. Составление рассказов-миниатюр из 3 – 4 предложений по представлениям  детей по мотивам сюжетной картины.
  3. Различение и закрепление употребления глаголов надеть – одеть, надевать – одевать.

Предварительная работа.

Наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями.

Упражнение в образовании и подборе родственных слов к слову зима.

Зимние забавы и развлечения с воспитателями и инструктором по физкультуре во время прогулок и спортивных праздников.

Чтение и  выборочное заучивание стихов А.А. Блока «Снег да снег», «Ветхая избушка», И.З. Сурикова «Детство», С. Черного «Мчусь, как ветер, на коньках».

Оборудование.

Демонстрационная сюжетная картина «Зимние развлечения». Сюжетные картинки-фрагменты: «Девочка катается на санках»,«Дети лепят снеговика»,«Мальчик катается на лыжах»,«Девочка катается на коньках»,«Мальчик катает снежный ком»,«Дети играют в снежки».Мяч.

Ход занятия

I. Повторение (называние) родственных слов к слову зима, примет зимы в природе и жизни людей.

II. Рассматривание сюжетных картинок-фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения», самостоятельное составление предложений по картинам-фрагментам.

III. Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения»и ее фрагментам.

  1. Рассматривание картины.

Сопоставление картины в целом и картинок-фрагментов.

Отыскивание на картине примет зимы.

  1. Придумывание названия картины.
  2. Припоминание знакомых стихов русских поэтов о зимних развлечениях.
  3. Постановка детьми вопросов к картине и отдельным фрагментам. Ответы детей на эти вопросы. (Логопед подсказывает, стимулирует, помогает при необходимости.)

Планируемые вопросы детей:

к сюжетной картине (возможна помощь логопеда):

Как мы назвали картину?

Что делают дети на картине?

Кто катается на санках с горки?

Кто играет в снежки?

Сколько ребят играет в снежки?

Что делает девочка в зеленом свитере?

Во что одет лыжник?

Кто катает снежный ком?

Что делают дети слева от лыжника в синем костюме?

Какие зимние развлечения нарисованы на картине?

К фрагментам картины (самостоятельно):

Кто катается на лыжах? (санках, коньках)

Кто катает снежный ком?

Кто лепит снеговика?

Кто играет в снежки?

Что делает мальчик? (девочка, дети)

Во что одета девочка? (мальчик, дети)

На чем катается девочка? (мальчик)

Что лепит мальчик?

Какой  ком слепил мальчик?

IV.  Рассказы-миниатюры детей о своих зимних забавах (развлечениях) по представлению (из личного опыта).

Логопед предлагает детям

а) еще раз вспомнить, назвать, какие зимние забавы (развлечения) они знают,

б) вспомнить одно из своих зимних развлечений,

в) придумать, какую картинку можно было бы к нему нарисовать,

г) рассказать о своем самом интересном зимнем развлечении по плану:

Как называется мое зимнее развлечение?

Где это было?

Кто еще принимал участие?

Было весело или грустно?

Почему мне понравилось…?

V.Спряжение в прошедшем и будущем времени по образцу

надеть в лютую стужу теплую зимнюю одежду, одеть малыша на прогулку в теплую зимнюю одежду.

VI.  Игра в мяч – называние зимней одежды.

VII. Итог. Ответы детей на вопрос, что надели дети для участия в зимних забавах (развлечениях)? (припоминание – без опоры на картину)

Тема. Составление описательного рассказа о диком животном с использованием схемы.

Цели.

  1. Составление описательного рассказа.
  2. Учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
  3. Закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Оборудование.

План-схема.  Игрушка – инопланетянин. Магнитофон. Предметные картинки с изображением животных.

Ход занятия

1. Дети по цепочке называют диких животных, обитающих в  лесах нашей страны.

2. Логопед рассказывает детям историю о том , что недавно, гуляя в лесу, она встретилась с инопланетянами . Из беседы с этими существами стало ясно, что они считают всех животных на Земле очень похожими. Логопед предлагает детям доказать гостю с другой планеты (демонстрируется игрушка), что все звери разные, а для этого сравнить некоторых их них. Рассказы детей о животных логопед обещает записать на кассету и передать представителю инопланетян.

Далее уточняются пункты плана рассказывания (по схеме). Каждый ребенок выбирает картинку с изображением того животного, о котором хотелось бы рассказать. Дети, взяв картинки, садятся на свои места и готовят рассказ о «своем» животном. Им разрешается задавать логопеду любые вопросы, чтобы рассказ оказался более полным, интересным и точным.

3.Первая пара детей (желательно, из сильной подгруппы)выходит со своим картинками и ставит их на доску. Логопед напоминает, что, так как мы записываем на магнитофон свои рассказы, желательно, чтобы они были четкими, выразительными, без ошибок и остановок.

Сначала один ребенок рассказывает по плану о своем животном, затем второй. 2 - 3 пары детей рассказывают по очереди.

4.Динамическая пауза. Игра с мячом.

Поймавший мяч ребенок подбирает 3 наиболее точных определения к тому животному, которое назовет логопед:

Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый;

Волк (какой?) – хищный, голодный, злой и т. п.

5.Логопед вызывает детей из слабой подгруппы  и, зная их сложности в связном рассказывании, предлагает по очереди рассказывать не весь рассказ, а отдельные кусочки в соответствии с каждым пунктом схемы.

6.Дети с наиболее сформированной связной речью составляют сравнительные рассказы по паре картинок, выбранных самостоятельно. Каждый рассказ кратко анализируется логопедом.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
  2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 112 с.
  5. Ткаченко Т.А.  Если дошкольник плохо говорит. – СПб: Акцидент, 1997. – 112 с.
  6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1989. -  141с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

«Использование современных технологий в обучении детей связной речи»

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Продолжительность проекта: долгосрочный.  Участники пр...

«Методическая рекомендация» Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

«Методическая рекомендация»Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕ...

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ  РАССКАЗЫВАНИЮ  ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие связная речь в психолого-педагогической ...