Консультация для воспитателей."Дидактические игры экологического содержания для развития речи дошкольников"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Капитонова Светлана Фёдоровна

Задачи экологического воспитания:

-       формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;

-        воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

-       воспитывать у детей заботливое отношение к природе, путём целенаправленного общения их с окружающей средой;

-       средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Играя в дидактические игры, дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчинённым предложением. В игре создаются предпосылки для формирования связной речи: достоверность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать. 

Усилия педагога малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей, их речевом развитии, поэтому важно сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники.

Для родителей необходимо проводить  консультации о важности дидактических игр и объяснять им, что знания, полученные ребёнком в игре важны не сами по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к животным существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Через сказку – к чистой речи»

Ребенок  учится  произносить  различные  звуки  благодаря  хорошей подвижности  и  дифференцированной  работе  органов  артикуляционного аппарата:  языку,  нижней  челюсти,  мягкому  небу,  голосовым  связкам. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно.

Работа  по  развитию  основных  движений  органов  артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная  гимнастика  –  это  совокупность  специальных упражнений,  направленных  на  укрепление  мышц  артикуляционного аппарата,  развитие  силы,  подвижности  и  дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная  гимнастика  способствует  выработке  движений речевых органов, необходимых для правильного произнесения звуков и для объединения  простых  движений  в  сложные  артикуляционные  уклады различных фонем.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить  кровоснабжение  артикуляционных  органов  и  их  нервную проводимость;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряженность артикуляционных органов;
  • подготовить  ребенка  к  правильному  произношению  звуков.

Артикуляционная гимнастика, для детей младшего дошкольного возраста, проводится  в  игровой  форме.  Дети  с  удовольствием,  слушая сказку,  участвуют  в  ней,  выполняя  артикуляционную гимнастику.  Для  тренировки  и  развития артикуляционной  моторики  предлагаю  следующие увлекательные  сказки  –  комплексы  для  укрепления  и развития артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика «Котёнок Кик»

Это девочка Вика. Вике на день рождения подарили котенка. Вика  назвала его Кик. Котенок  был еще маленький и не умел мяукать (упр. «Замочек»). У котенка была длинная мордочка «Трубочка», толстые щечки (упр. «Надуть щеки»), длинный,  тонкий  хвостик  (упр.  «Иголочка»),  острые  зубки  (упр.  «Забор»). Кик  просил  у  Вики  молока  (упр.  «Трубочка  -  Бублик»).  Каждое  утро  Вика наливала  котенку  теплое  молоко  в  чашку  (Упр.  «Чашечка»).  Кик  лакал молоко  («Вкусное  варенье»).  Вика  смотрела  на  котенка  и  улыбалась  (упр. «Улыбка»).  Кик  очень  любил  сидеть  на  окне  (упр.  «Окно»).  Котенок выглядывал из окна на улицу (упр. «Змейка»). Кик любил кататься с Викой с горки (упр. «Горка») и на качелях (упр. «Качели»). Рядом с домом, в сарае, жила большая лошадь КО – КО, она бегала по двору и цокала копытами (упр. «Лошадка»).  Котенок  боялся  лошадь  и  выгибал  спинку  («Катушка»).  Он убегал в дом и там засыпал на круглом коврике (упр. «Лопата»).

Артикуляционная гимнастика «Ёжик Паф»

Жил  –  был  в  лесу  маленький  ежик  Паф  («Трубочка»). Он был веселый и всегда всем улыбался («Улыбка») и весело  фыркал  («Скамеечка»  Ф-  Ф-  Ф).  У  ежика  Пафа  были  круглые  глаза («Бублик»),  длинные  иголки  («Иголочка»),  крепкие  зубки  («Заборчик»). Ёжик  Паф  жил  в  домике  под  высокой  горой  («Горка»).   В  домике  у  ежика были большие окна («Окно»), на стене висели часы («Часики»). Утром, когда они  били  «Бом  –  бом  -  бом»,  ежик  Паф  чистил  зубки  («Чистим  зубки»), выходил во двор и качался на качелях («Качели»). Потом он закрывал свой домик на замок («Замок») и с Зайчихой Валей играл в футбол («Футбол»). Они  вместе  собирали  грибы  («Грибок»).  А  вечером,  когда  дул  холодный ветер  «Холодный  ветерок»,  ежик  и  зайчиха  пили  горячий  чай  (подуть  на широкий язычок «Лопаточка») с клубничным вареньем («Вкусное варенье»). А  когда  на  небе  появлялись  звездочки  («Змейка»),  Ёжик  Паф  засыпал  на мягкой кровати («Мостик») и тихо фыркал («Скамеечка» Ф- Ф- Ф).

Артикуляционная  гимнастика «Подснежник»

В  лесу  наступила  весна.  Пригревает  теплое, весеннее  солнышко  («Бублик»).  Старается солнышко  согреть  все  вокруг  («Трубочка  – Бублик»),  тянет  свои  лучики  к  земле  («Иголочка»).  От  солнечного  тепла растаял снег «Лопатка», набухли на деревьях почки («Надуть щечки»), стала пробиваться молодая зеленая трава («Футбол»), а на горке («Горка») расцвел маленький подснежник («Парус»). Он тянул свой тонкий стебель к теплому солнышку («Змейка»). Посмотрел подснежник вверх (поднять голову вверх) и увидел дятла. Он сидел на стволе дерева и стучал («Дятел» Д  –  д  –  д  -  д»). А с ветки на ветку прыгала  белка («Качели»).  Посмотрел подснежник  влево, вправо  («Часики»)  и  увидел,  как  из  берлоги  выбирается  медведь («Катушка»).  Он  проснулся  и  зевал  («открываем  широко  рот»).  А  из бурлящего  ручейка  пил  воду  ежик  («Вкусное  варенье»).  Он  весело  фыркал («Скамеечка» Ф  –  Ф -  Ф). Подснежник радовался приходу весны и улыбался («Улыбка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со‏̣сто‏̣яние‏̣ про‏̣бле‏̣мы влияния сказки на эмо‏...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Копилка дидактических игр экологического содержания по развитию речи детей 2-4 лет

В копилке предложены дидактические игры, которые можно использовать для развития речи детей 2-4 лет...

Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"

Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействов...