«Причины речевых нарушений и методы их коррекции»
консультация по логопедии по теме

 

 

Причины речевых нарушений

 

“Все мы родом из детства”
Сент-Экзюпери

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга. Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушении последнего.

Таким образом, первое из них отдавало поражениям головного мозга; второе - нарушениям периферического речевого аппарата. Эти выводы были подтверждены подлинно научными фактами. Мозг специализирован для речи. В 1861 г французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи. Поле находится в складках лобной доли. Область Брока контролирует поток слов от мозга ко рту. Каждую минуту две сотни слогов четко синхронизируют нашу речь. Когда слова услышаны, звуки доходят до слуховой области коры, откуда переходят в виде неврологического кода к соседней области Вернике (открытие сделано Вернике в 1874 г). Эта область находится в левой височной доле и делает нас способными понимать речь.

 

В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с речевыми нарушениями.

Для обозначения нарушений речи используются также термины – расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.

Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).

 Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.

 Речевое нарушение не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии – логопедия.

 

  Причины речевых нарушений.

 Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.

 Выделяют следующие причины речевой патологии.

 1.  Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое “готическое” небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.

 2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.

 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка – вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.

 4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.

 5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).

 Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

                                               

Классификация речевых нарушений.

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.

1. Нарушения устной речи.

а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

·       афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,

·       брадилалия – патологически замедленный темп речи,

·       тахилалия - патологически ускоренный темп речи,

·       заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

·       дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,

·       ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

·       дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

·       алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

·       афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

 

2. Нарушения письменной речи:

а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,

б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.

 

Психолого-педагогическая классификация.

1.    Нарушение средств общения:

а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

б) общее недоразвитие речи.

2.    Нарушение в применении средств общения:

а) заикание,

б) проявление речевого негативизма и др.

  

   Основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

1.    Лечебные мероприятия:

·       медикаментозное лечение (по показаниям),

·       гомеопатия (по показаниям),

·       фитотерапия (по показаниям),

·       психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),

·       физиотерапия (по показаниям),

·       массаж,

·       лечебная физкультура.

2. Развитие познавательной деятельности.

3. Развитие речи:

·       развитие понимания обращенной речи;

·       развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

·       развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

·       развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);

·       работа над дыханием и голосом;

·       работа над темпом и ритмом речи.

4. Логоритмика.

5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

6. Формирование математических представлений.

7. Подготовка к обучению грамоте.

8. Физическое развитие.

9. Эстетическое воспитание.

10.     Социальная адаптация:

·       формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,

·       формирование представлений о самом себе.

 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

Окошко

·       широко открыть рот - "жарко"

·       закрыть рот - "холодно"

 

Чистим зубки

·       улыбнуться, открыть рот

·       кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

Месим тесто

·       улыбнуться

·       пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

·       покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

 

Чашечка

·       улыбнуться

·       широко открыть рот

·       высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

 

Дудочка

·       с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

 

Заборчик

·       улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

Маляр

·       губы в улыбке

·       приоткрыть рот

·       кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

 

Грибочек

·       улыбнуться

·       поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

·       присосать широкий язык к нёбу

 

Киска

·       губы в улыбке, рот открыт

·       кончик языка упирается в нижние зубы

·       выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

Поймаем мышку

·       губы в улыбке

·       приоткрыть рот

·       произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

 

Лошадка

·       вытянуть губы

·       приоткрыть рот

·       поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

 

Пароход гудит

·       губы в улыбке

·       открыть рот

·       с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

 

Слоник пьёт

·       вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

·       "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

 

Индюки болтают

·       языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

 

Орешки

·       рот закрыт

·       кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

·       на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

 

Качели

·       улыбнуться

·       открыть рот

·       кончик языка за верхние зубы

·       кончик языка за нижние зубы

 

Часики

·       улыбнуться, открыть рот

·       кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

Блинчик

·       улыбнуться

·       приоткрыть рот

·       положить широкий язык на нижнюю губу

 

Вкусное варенье

·       улыбнуться

·       открыть рот

·       широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

 

Шарик

·       надуть щеки

·       сдуть щеки

 

Гармошка

·       улыбнуться

·       сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)

·       не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 

Барабанщик

·       улыбнуться

·       открыть рот

·       кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

 

Парашютик

·       на кончик носа положить ватку

·       широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

 

Загнать мяч в ворота

·       "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

·       дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 

 

 

Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц.

 

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции.
Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н), может прижиматься к альвеолам (звук л), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук р).
Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки с, з, ц), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки ш, ж, щ).
Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука й и всех мягких звуков.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г), или образовывать с ним щель, при образовании звука х.

Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук л).

Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), растягиваьтся в улыбку (звуки и, ы). При произнесении звуков с, з, ц, л и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков ш, ж. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки п, б, м, в, ф.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

Мягкое небо может опускаться, тогда выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки. Если мягкое небо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются все ротовые звуки.

При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. И если при дислалии нет жесткой необходимости в большом количестве упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые собственно речевые движения для произнесения звука, то при других речевых нарушениях работа по развитию подвижности речевой мускулатуры занимает много времени, ведется систематически и кроме общего комплекса артикуляционой гимнастики включает в себя массаж, специальные упражнения с сопротивлением, упражнения для мимических мышц лица и др.

 

Тренировка нижней челюсти

 

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Предлагаем Вам комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.

1. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы. На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть даигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления ( взрослый держит руку под челюстью ребенка)

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить – па-па-па.

  

Тренировка мышц языка

1. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить,чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.


2. Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-10. Следить,чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук и.


3. Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.


4. Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.


5. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.


6. Рот открыт, губы в улыбке.Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.


7. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.


8. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.



9. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение – по нижним зубам. 10. Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.


11. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.


12. При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т.п.


13. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.


14. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.


15. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.


16. Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.


18. То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17 работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.


19. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.


20. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к небу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21. То же, но беззвучно.


22. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назвд, челюсть и губы были неподвижны.


23. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету – ребенок старается, прижимая спинку языка к небу, сосать конфету.

24. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.


25. Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому небу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.


26. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при зтом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».


27. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

 
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_sovetom_k_logopedu.docx329.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Причины речевых нарушений и методы их коррекции»

Подготовила Десяткова Н.М.

2009 год

Причины речевых нарушений

“Все мы родом из детства”
Сент-Экзюпери

http://www.logopunkt.ru/images/ss2-b.jpg

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга. Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушении последнего.

Таким образом, первое из них отдавало поражениям головного мозга; второе - нарушениям периферического речевого аппарата. Эти выводы были подтверждены подлинно научными фактами. Мозг специализирован для речи. В 1861 г французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи. Поле находится в складках лобной доли. Область Брока контролирует поток слов от мозга ко рту. Каждую минуту две сотни слогов четко синхронизируют нашу речь. Когда слова услышаны, звуки доходят до слуховой области коры, откуда переходят в виде неврологического кода к соседней области Вернике (открытие сделано Вернике в 1874 г). Эта область находится в левой височной доле и делает нас способными понимать речь.

В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с речевыми нарушениями.

Для обозначения нарушений речи используются также термины – расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.

Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).

 Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.

 Речевое нарушение не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии – логопедия.

  Причины речевых нарушений.

 Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.

 Выделяют следующие причины речевой патологии.

 1.  Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое “готическое” небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.

 2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.

 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка – вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.

 4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.

 5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).

 Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

                                               

Классификация речевых нарушений.

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.

1. Нарушения устной речи.

а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

  • афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
  • брадилалия – патологически замедленный темп речи,
  • тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
  • заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
  • дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
    сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,
  • ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

  • алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
  • афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

2. Нарушения письменной речи:

а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,

б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.

 

Психолого-педагогическая классификация.

  1. Нарушение средств общения:

а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

б) общее недоразвитие речи.

  1. Нарушение в применении средств общения:

а) заикание,

б) проявление речевого негативизма и др.

  

   Основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

  1. Лечебные мероприятия:
  • медикаментозное лечение (по показаниям),
  • гомеопатия (по показаниям),
  • фитотерапия (по показаниям),
  • психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),
  • физиотерапия (по показаниям),
  • массаж,
  • лечебная физкультура.

2. Развитие познавательной деятельности.

3. Развитие речи:

  • развитие понимания обращенной речи;
  • развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
  • развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
  • развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
  • работа над дыханием и голосом;
  • работа над темпом и ритмом речи.

4. Логоритмика.

5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

6. Формирование математических представлений.

7. Подготовка к обучению грамоте.

8. Физическое развитие.

9. Эстетическое воспитание.

  1. Социальная адаптация:
  • формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
  • формирование представлений о самом себе.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

Окошко

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-1.jpg

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-2.jpg

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-3.jpg

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-4.jpg

Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-5.jpg

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-6.jpg

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-7.jpg

Грибочек

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-8.jpg

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-9.jpg

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-10.jpg

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-11.jpg

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-12.jpg

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-13.jpg

Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-14.jpg

Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-15.jpg

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-16.jpg

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-17.jpg

Блинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-18.jpg

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-19.jpg

Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-20.jpg

Гармошка

  • улыбнуться
  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-21.jpg

Барабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-22.jpg

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-23.jpg

Загнать мяч в ворота

  • "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-24.jpg

Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции.
Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений
артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н), может прижиматься к альвеолам (звук л), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук р).
Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки с, з, ц), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки ш, ж, щ).
Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука й и всех мягких звуков.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г), или образовывать с ним щель, при образовании звука х.

Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук л).

Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), растягиваьтся в улыбку (звуки и, ы). При произнесении звуков с, з, ц, л и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков ш, ж. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки п, б, м, в, ф.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

Мягкое небо может опускаться, тогда выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки. Если мягкое небо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются все ротовые звуки.

При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. И если при дислалии нет жесткой необходимости в большом количестве упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые собственно речевые движения для произнесения звука, то при других речевых нарушениях работа по развитию подвижности речевой мускулатуры занимает много времени, ведется систематически и кроме общего комплекса артикуляционой гимнастики включает в себя массаж, специальные упражнения с сопротивлением, упражнения для мимических мышц лица и др.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Предлагаем Вам комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.

1. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы. На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть даигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления ( взрослый держит руку под челюстью ребенка)

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить – па-па-па.

Тренировка мышц языка

1. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить,чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.


2. Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-10. Следить,чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук и.


3. Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.


4. Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.


5. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.


6. Рот открыт, губы в улыбке.Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.


7. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.


8. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.



9. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение – по нижним зубам. 10. Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.


11. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.


12. При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т.п.


13. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.


14. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.


15. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.


16. Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.


18. То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17 работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.


19. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.


20. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к небу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21. То же, но беззвучно.


22. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назвд, челюсть и губы были неподвижны.


23. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету – ребенок старается, прижимая спинку языка к небу, сосать конфету.

24. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.


25. Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому небу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.


26. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при зтом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».


27. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Начало формы

Конец формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"

Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....

сообщение на педсовете "Причины речевых нарушений"

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...

Причины речевых нарушений

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родств...

Консультация для родителей и воспитателей "Причины агрессивности детей и методы их коррекции"

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношен...

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Информация для родителей детей дошкольного возраста, а также рекомендации по формированию правильной речи....

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Глубоко ошибочно мнение родителей, которые считают, что личностные особенности и отклонения в развитии детей возникают и формируются после рождения. На самом деле всё происходит намного раньше, в пери...