«Использование ИКТ в логопедической работе»
учебно-методический материал по логопедии на тему

Дроган Ирина Викторовна

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Информатизация открывает перед педагогами дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймешь».

Для ребенка дошкольного возраста игра - это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ в логопедической работе»

Подготовила учитель-логопед Дроган И. В.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Информатизация открывает перед педагогами дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймешь».

Для ребенка дошкольного возраста игра - это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных игровых методов и приемов, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

В своей работе по коррекции речи у обучающихся я использую ИКТ с 2014 года. Кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций. Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы,

        Преодоление речевых нарушений часто имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с различными речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

        В процессе освоения работы с ИКТ нами был создан банк электронных образовательных ресурсов, включающий компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

• Формирование произношения.

• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

• Формирование лексико-грамматических средств языка.

• Развитие связной речи.

• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

Были отобраны, установлены коррекционно-развивающие логопедические программы «Диагностика», «Коммуникация», «Коррекция звукопроизношения», «Развитие фонематического слуха», «Звуковой калейдоскоп». Созданы или закачаны из интернета и используются презентации, развивающие и обучающие игры по различным направлениям логокоррекционной работы. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития связной речи по различным лексическим темам, задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал. Я получила возможность использовать в работе интернет-ресурсы, зарегистрировала свой мини - сайт на http://www.maam.ru/users/LhjufyBhbyf, где расположила свое портфолио.

Игры с использованием ИКТ позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Презентационные материалы применяются мною для:

  • развития речевого дыхания;
  • гимнастики для глаз;
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развития фонематического восприятия,
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоения лексических тем;
  • развития навыков словообразования и словоизменения;
  • развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся, так же, физминутки и зрительная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков игры с использованием ИКТ позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

В результате внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в работе отмечаются преимущества:

  • расширение использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • увеличение восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала, быстрый контроль результатов и возможность  самостоятельной  проверки  работы;
  • при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
  • обеспечивается  наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
  • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности;
  • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; 

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда и положительно сказывается на результатах логопедической работы.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую....

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

Использование коллажа в логопедической работе

В данной статье я рассказываю об использовании новых приёмов в коррекционно-развивающей работе....

Использование ИКТ в логопедической работе

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и ...

Использование ИКТ в логопедической работе

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.Компьютер активно входит в нашу жиз...

Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"

Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....

Консультация на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....