Опыт работы по использованию пальчикового театра в коррекционной работе с детьми с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

В работе обобщены подходы в развитии мелкой моторики рук и представлен календарный план проведения пальчикового театра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по использованию пальчикового театра

в коррекционной работе с детьми с ОНР

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины этих нарушений разнообразны. Если вовремя не исправить нарушения речи, это вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлечет за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им, учится и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Как утверждает  И.С. Лопухина - речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной  моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

По мнению М. Кольцовой работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук,  ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

По мнению И.С. Лопухиной, постепенно уменьшая размер предметов, с которыми играет ребенок, можно добиться большей точности движений пальцев рук.

От кубиков крупных размеров перейти к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научить ребенка соединять две детали простым способом: сложить,  свинтить.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой,  «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна для подготовки руки к письму.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1973), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская,1977), с детским церебральным параличом (М.В.Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, 1980), с общим недоразвитием речи (Д.С.Бет, 1983), с дизартрией (Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова, 1994), с заиканием (Л.И. Белякова, 1985; Н.А. Рычкова, 1988). Все вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для развития речи.

Как утверждает Н.С. Жукова, важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. В младшем дошкольном возрасте у детей развивают общие двигательные умения, координацию движений; в среднем и старшем – ручную умелость, формируют навыки пространственно - временной организации движений, подготавливают руку к письму. Необходимо также тренировать детей в равновесии, формировать у них так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине, одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или отводятся в сторону, подобные упражнения делаются сидя и стоя. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать формированию правильного звукопроизношения у детей с речевой патологией.

По мнению Е.М. Мастюковой, основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности:

- коррекционно-оздоровительная гимнастика (позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус);

- гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров (представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи: элементы логоритмики, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дидактические игры на развитие сенсомоторики);

- релаксация (помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение);

-психогимнастика (с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств) и др.

По мнению С.Е. Гавриной,  овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно - тактильно- кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к нему.

Н.Л. Кутявина утверждает, что среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности  ребенка. Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на развитие его речи. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Система  работы  по развитию мелкой моторики

Система работы составлена на основе  методических материалов: Карельской Е., Рогожиной Е., Прищепа С., Попковой Н., Коняхиной Т.

Развитие мелкой мускулатуры – одно из важных направлений в коррекционной работе с детьми с речевой патологией.

Цель работы: использовать пальчиковый театр в подготовке руки к письму.

Работа предполагает решение следующих задач:

  1. Развитие мелкой моторики как основы овладения графическими навыками.
  2. Развивать координацию глаза и руки.

Работа  направлена на развитие движений руки детей 6-го года жизни.

В ходе осуществления работы, необходимо соблюдение следующих принципов:

- систематичность: только постоянное использование пальчикового театра способно решить выполнение задачи;

- вариативность: задание необходимо постепенно усложнять, учитывая возможности ребенка;

- наглядность: театр должен быть обеспечен соответствующими пособиями, образцом действия.

Работа рассчитана на учебный год, регулярность проведения пальчикового театра как минимум 2 раза в неделю, продолжительность 10 – 15 минут.

        Ожидаемый результат: у детей будут сформированы умения выполнения мелких действий руки.

Календарный план проведения пальчикового театра

Задачи рабаты с детьми:

Развитие мелких движений пальцев.

Развитие координации глаза и руки: умение менять положение фигуры в зависимости от инструкции.

сроки

Игры, игровые задания пальчикового театра

Игровая пальчиковая гимнастика:

а) "Дружба",

б) " В гости к пальчику большому",

в) "Две свинки в загоне у фермера жили…".

Х

Игровая пальчиковая гимнастика:

"Пальчики в футбол играют",

"Пошли пальчики гулять".

"Раскрасим матрешку"

"Разноцветные мячики"

"Разноцветные шарики"

ХI

Игровая пальчиковая гимнастика:

"Шарик".

Изображение из пальцев фигур:

"Качели", "Дом", "Елочка".

"Белочка", "Ежик в лесу".

ХII

Пальчиковая гимнастика:

"Пальчики в футбол играют" (усложнение)

"Здравствуй", "Травка", "Этот пальчик", "Желуди".

I

Пальчиковая гимнастика: "Грибы на поляне"

"Узоры на бумаге"

II

Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты", "Птичек стая", "Гости", "Пальчики".

Игровые задания: "Домик", "Мяч".

III

Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая", "Гости", "Пальчики".

IV

Пальчиковая гимнастика: «С веток ягоды беру», «Раз, два, три, четыре…», «На гармошке я играю».

Игровые задания: "Большая желтая луна", "Робот", "Ой беда,беда, беда"

V

Игры, гимнастика по желанию детей.

Игровые задания направлены на кинезиологическое развитие

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а в конце – двумя руками вместе.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкость переключения с одного движения на другое.

Указания должны быть спокойными доброжелательными, точными.

Во время игры нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможность.

Главное, чтобы такие игровые задания приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями.

Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.

Нужно заботиться, чтобы деятельности ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и игровым заданиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, помогут детям уверенно держать карандаш и ручку. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

Опыт работы: "Коррекционная работа с использованием корригирующей и дыхательной гимнастики для физического развития детей и укрепления здоровья"

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней" цивилизации", чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому иску...

Консультация для педагогов «Использование пальчикового театра в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики...

Использование пальчикового театра в коррекционной работе

Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Пальчиковый т...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...

Опыт работы по теме «Организация коррекционной работы с использованием методики О.И. Крупенчук» (Логопедический массаж ложками)

Логопедический массаж ложками по методике О.И.Крупенчук - это целая система занятий в игровой форме, направленная на коррекцию речевых особенностей детей. Данный метод представляет собой одну из логоп...