Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Веселова Светлана Михайловна

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста

учитель-логопед Веселова Светлана Михайловна

ГБДОУ д/с №41 Кировского района Санкт-Петербурга

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребёнка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «Слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. При недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет звуковой анализ слова. Если дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в произношении, тогда обобщённое представление о данном звуке носит не четкий характер, а восприятие букв затрудняется. Не усвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным  уровнем развития фонематического восприятия. Чрезвычайно затруднённым у этих детей оказывается процесс слияния звуков в слове. Слить звуки в слоги – это, прежде всего, произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребёнка отсутствуют четкие представления о звукобуквенном составе слова, формирование обобщённых звукослоговых образов происходит с трудом. Все перечисленные затруднения ведут к нарушению процесса чтения (дислексии).

Несформированность действия  звукового анализа проявляется, также в письме (дисграфия). В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Речевая функциональная система включает в себя пять подсистем:

  1. Фонетическая или звуковая подсистема
  2. Фонематическая подсистема
  3. Лексическая подсистема
  4. Грамматическая подсистема
  5. Семантическая подсистема

От развития фонематической подсистемы зависит всё дальнейшее обучение ребёнка. Тем самым мы занимаемся профилактикой письменной речи. На первом году жизни появляются звуки А, И, У, П, Б, М. На втором году Э, О, Ы, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. На третьем году – С, С, З, З, Ц. Четвёртый год шипящие аффрикаты. На пятом - шестом году формируются сонорные звуки. Одновременно с фонетической подсистемой формируется слухопроизносительная функция – дифференциация фонем. Фонематическая подсистема включает в себя фонематический анализ:

  1. Формируется фонематический слух – способность человека различать отдельные звуки в потоке речи
  2. Фонематический анализ:

а) Простые формы фонематического анализа:

  • Выделение звука на фоне слова. Инструкция: «Слышишь ли ты звук «Ш» в слове «шут»?» (произносится интонировано).
  • Выделение звука из слова. Инструкция: «Какой звук Ты слышишь в слове «рама»?»

б) Сложные формы фонематического анализа:

  • Определение места звука в слове, в начале или в конце и лишь затем в середине.
  • Определение последовательности звуков в слове. Инструкция: «Ты слышишь звук «Ш», какой звук следует за звуком «Ш»?»
  • Определение количества звуков в слове на материале до пяти звуков в слове.

в) Функция фонематического синтеза, мыслительные операции. Фонематический синтез – умение образовывать слова из данных звуков.

  • В ненарушенной последовательности. Инструкция: «Я тебе произнесу звуки, они поссорились немножко между собой, помоги им: Р, А, К»
  • В нарушенной последовательности. Инструкция: «Я тебе произнесу звуки, они поссорились немножко между собой, помоги им: А, Р, У, К (рука)»

г) Фонематические представления, формируются на основе наглядно - образного мышления.

  • Придумать слова на звук «Ш», со звуком «Ш».
  • Разложить картинки на две группы.

На основе слухопроизносительной функции и фонематического анализа формируется смыслоразличительная функция – дифференциация фонем. Преодоление фонематического недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

 На материале правильного произношения звуков осуществляется развитие:

- внимание к морфологическому составу слов и изменению слов и                      сочетаний их в предложении;

- связной речи;

- словаря детей;

- произвольного внимания и памяти.

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороны речи в норме, которые складываются путём постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует расчленённого поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции.

Большое внимание уделяется гласным звукам от чёткости произношения, которых в значительной мере зависит внятность речи. Правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова              

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Предусмотрена следующая последовательность. Работа начинается с уточнения артикуляции звуков У, А, И. Эти же звуки используются для наиболее лёгкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа АП, УТ, ОК. Дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа СА. Далее дети учатся делить слова на слоги. Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом. Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф). И.Т.Д. За это время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

К моменту поступления в школу дети умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором предупреждении ошибок при письме и чтении.

Литература.

  1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: 1983. 240 с.
  2. Максаков Л.И. Учить, играя. М.: Просвещение, 1978.
  3. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999. 96 с.
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981. 240 с.