Развитие графомоторных навыков детей с речевыми нарушениями как основам подготовки руки к письму
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Фомичева Ирина Владимировна

Статья содержит материал для развития графомотрных навыков детей дошкольного возраста с нарушенями речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте   эта работа начинается с формирования и развития графомоторных навыков детей. Эта проблема особенно актуальна в отношении детей с речевыми нарушениями, у которых отмечается несовершенство движений в общей (крупной), лицевой и артикуляционной моторике, в тонких движениях кистей и пальцев рук, трудности в регуляции и контроле произвольных движений, неловкость и замедленность развития двигательных навыков.

Поскольку овладение навыками письма требует тонких координированных движений руки, коррекционная работа по развитию и формированию графомоторных навыков рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия, направленного на формирование навыка письма, а также преодоление у детей речевых нарушений

В условиях дошкольного образовательного учреждения решению данной проблемы способствует ручной труд, лепка, конструирование, рисование, аппликация, но одного этого недостаточно. Наиболее эффективны специальные задания на развитие мелкой моторики и графических навыков,  в основу которых легли игры и упражнения, дающие детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к непосредственно образовательной деятельности в целом.

Задания по развитию и формированию графомоторных навыков включают в себя следующие виды работ:

I. Пальчиковая гимнастика. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети с нарушением речи хорошего развивают мелкую моторику рук, что благоприятно влияет на речевое развитие: речь ритмизуется движениями, становится громкой, чёткой и эмоциональной, наличие рифмы положительно влияет на развитие слухового восприятия, дети быстрее овладевают правильным звукопроизношением; подготавливает к рисованию и письму: кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

II. Самомассаж — это эффективный метод подготовки мышц рук к выполнению упражнений, помогает лучше улавливать ощущения этих мышц и управлять ими, что делает движения рук более уверенными и чёткими. Самомассаж проводится без предметов, с помощью одного, двух неотточенных ребристых карандашей, массажными щётками, массажными ежами, массажным валиком, каучуковым маленьким мячиком, грецким орехом, каштаном и т. д.

III. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, счётными палочками, природным материалом оказывают отличное тонизирующее и оздоравливающее действие. Дети сортируют крупы, нанизывают на нитку, проволоку или леску бусины, бисер, пуговицы, учатся перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (каштаны, камешки), между двух ладоней катать ребристый карандаш, выкладывать буквы, цифры, силуэты семенами, пуговицами, веточками, горошинами, спичками без серы, счётными палочками. Все задания с использованием мелких предметов строго контролирует  взрослый.

IV. Раскрашивание картинок вводится для усвоения гигиенических правил письма, остаётся средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивая, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

V. Рисование различными материалами (карандашами, ручкой, восковыми мелками, фломастерами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Такое рисование развивает чувство нажима.

VI. Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Развитие навыков графического рисования начинают с умения изображать простые линии,  затем, переходят к рисованию полос разной ширины, закругленных линий (дым колечками, волны, петли) и к рисованию прямоугольных форм. Ребенок должен соблюдать графические пропорции, писать плавно, симметрично и аккуратно, что важно для выработки красивого и чёткого подчерка.

Видами графических упражнений являются обводка контуров и дорисовка начатого рисунка, которые направлены на развитие чёткой координации руки, развитие прослеживающей функции глаз, развитие свободного, лёгкого, безотрывного, уверенного движения кисти руки.

VII. Штриховка - одно из важнейших упражнений для формирования равномерного движения руки под контролем зрения. Дети охотно штрихуют силуэты различных фигур, контролируя параллельность линий, их направление, стараются не выходить за контуры, соблюдать расстояние между штрихами. Фигуры изображаются с помощью трафаретов, лекал, обводок, которые дети сначала рассматривают, ощупывают, а затем обводят карандашом и заштриховывают. Эти занятия не утомляют ребёнка, позволяя сосредоточиться на гигиенических правилах письма.

VIII. Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений пальцев руки под контролем зрения помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок зверей, птиц, самолетиков, пароходиков из бумаги.

В свободной деятельности дети могут играть в настольные игры, также развивающие  моторные навыки – это мозаика, шнуровка, конструктор, паззлы.

Важным условием при подготовке руки ребенка к письму, является тесный контакт родителей и педагогов детского сада. Здесь родители узнают, о недочётах и ошибках своего ребёнка, получают квалифицированный совет для выполнения дома упражнений по штриховке, раскрашиванию, печатанию  и т.д. Такая совместная работа обеспечит преемственность контроля и развития графомоторных навыков, как в семье, так и в дошкольном учреждении, поможет быстрее достичь желаемых результатов в обучении.

Литература:

1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

2. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед.2005.№ 3

3. Мисаренко Г.Г. Технология коррекция письма: развитие графомоторных навыков/Логопед.№ 2. 2004.

4. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности.   Уровень ра...

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...

Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму...

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...