Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Воротилина  Екатерина Александровна
Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря. Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasshirenie_slovarnogo_zapasa.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря.

1.Пробор синонимов к слову.

2.Подбор антонимов к слову.

3.Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.

4.Объяснение значения слов.

5.Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец – овощ, груша – фрукт и т.д.)

6.Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Яблоко – это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?», Бежать - это быстро двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных .»

7. Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? – капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.

8.Подбор определений к слову - существительному ( день какой может быть? – солнечный, ветреный, пасмурный и т.д.)

9. К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.

10.Подобрать родственные слова к слову (стол –столик, столовая)

11. К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей –бежит; ветер, дождь- шумит)

12. Дать характеристику предмета или живого существа.

Дидактические игры и упражнения

по обогащению словарного запаса

Магазин «мебель»

Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Взрослый предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

«Один - много»

Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.

«У меня один стул, а тебя много.....(стульев)»

«Чего не стало?»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.

Взрослый предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. Дети должны угадать, какой предмет отсутствует. «нет стола, нет стула, кровати».

«Разложи по своим местам»

Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.

Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по местам. «Книгу положи в шкаф, мяч - под шкаф, подушку - на кровать».

«Что общего? Чем отличаются?»

Цель: упражнять в сравнении двух предметов.

Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними. «Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.»

«Чего не хватает»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Взрослый предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает

«У стола нет ножки, шкаф без ручки»

« У нас порядок»

Цель: упражнять в расширении словаря, в употреблении существительных с предлогами.

Взрослый предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места. «Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать.»

Игра «Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

Добрый – злой;  вежливый – грубый;

аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный. вперёд – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево и т.д. день – ночь; друг – враг; храбрец – трус и т.д.

Игра «Скажи по - другому»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.

Подобрать к названому слову, близкое по значению: хмурый – сердитый; весёлый – радостный; старый – пожилой; большой – огромный;  трусливый – боязливый; идти – ходить; бежать – мчаться; разговаривать – говорить; смеяться – улыбаться;  плакать – лить слезы.

Игра «Третий лишний»

Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Редис, помидор, горох.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Бежать, лететь, рисовать.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Море, морщины, морской.

Горесть, угорать, гора.

Сосна, дерево, деревянный.

Учить, изучать, зубрить.

Лес, лесник, лестница.

Радостный, весёлый, хмурый.

Деревянный, глиняный, прочный.

Радость, грусть, боль.

Смелый, храбрый, трусливый.

Понедельник, среда, осень.

Лето, весна, воскресенье.

Книга, ученик, школьник.

Вверх, вниз, направо.

Ишак, индюк, гусь.

Квакать, кукарекать, говорить.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты для уроков чтения.

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

   

Дидактические игры и упражнения

по обогащению словарного запаса

Учитель-логопед

Тутулова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по обогащению, активизации и закреплению словарного запаса старших дошкольников с ОНР

1.        Изучена методическая литература по рассматриваемому вопросу и составлен каталог (прилагается)2.        Были состав...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей с речевыми нарушениями

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.1.     «Эхо» — взрослый произносит слов...

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста

Комплекс игр способствует развитию и обогащению словарного запаса детей. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях....

Консультация для воспитателей Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, ...

Игры и упражнение на обогащение словарного запаса

Игры и упражнение на обогащение словарного запаса...