Игры и упражнения на обогащение словарного запаса у детей с ОВЗ 3-4 лет
консультация

криулина людмила васильевна

      Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря ребенка служит признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. И напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, общему развитию дошкольника. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящие слова для выражения своих мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yo1.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на обогащение словарного запаса у детей с ОВЗ 3-4 лет 

Криулина Л.В.

Учитель-логопед МОУ детский сад № 380

Волгоград

      Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря ребенка служит признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. И напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, общему развитию дошкольника. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящие слова для выражения своих мыслей.

Задачи:

  • знакомить с особенностями развития словарного запаса у дошкольников;
  • давать родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в домашних условиях, направленных на обогащение словаря;
  • привлекать внимание родителей к вопросам обогащения словарного запаса.
  1. Теоретическая часть

   Обогащение словарного запаса у дошкольников имеет две стороны: количественный рост  качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Количественный рост.

      К 3м годам словарь достигает 1500 слов (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, простые предлоги). Огромный скачок происходит за счет не только заимствования слов из речи взрослого, но и овладения способами словообразования. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, но темпы этого прироста несколько замедляются.

    К 4м годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет  - до 2000-2500, в 6-7 лет – до 3500-4000 слов (существительные, прилагательные, наречия, предлоги и т.д.). Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают) на ознакомление детей с признаками и качествами предметов: например, зеленая машина: машина – предмет,  а зеленая – признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов; яблоко – большое, круглое, вкусное, сладкое, ароматное, красное, желтое, твердое); во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

  Однако важно не количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов.

     Качественный состав словаря в дошкольный период развивается следующим образом. На 3м году жизни в активном словаре у ребенка есть почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы – только, разве, вот, неужели, вот так, ну, междометия – ах, эй). Малыш употребляет распространенные предложения.

    Словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действует и они сами и взрослые (различные виды посуды: кастрюля, сковорода, кувшин, блюдце, чашка, тарелка, вилка, ложка и т.д.) Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах и в других местах (транспортные средства, постройки, растения, животные и др.) Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка чайника, рукава, карман, пуговицы и т.п., формы предметов (треугольная, квадратная, овальная), вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный, горький, пресный).

      В активный словарь детей вводятся слова, обозначающие величину и цвет, а также некоторые физические качества предметов (теплый, гладкий, прозрачный, шероховатый, холодный, шерстяной) и их свойства (бьется, тянется, сыплется, ломается и др.) Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым.

            На четвертом году жизни словарь продолжает пополняться названиями предметов и действий с которыми дети сталкиваются в быту: предметы обихода и действия с ними (различные виды посуды: кастрюля – варить, сковорода – жарить и т.п.; мебели: кровать – спать, стулья –  сидеть; части тела – человека и животных); контрастные размеры предметов (большой-маленький, высокий-низкий); некоторые цвета, формы (основные: зеленый, синий, красный, желтый, черный, белый, названия оттенков цветов коричневый, розовый, фиолетовый и т.д.); форм предметов (квадратный, прямоугольный); некоторые физические качества (холодный, гладкий), свойства действий (бьется, рвется).

      Появляются обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, животные и птицы). Дети знают определенные материалы (глина, бумага, дерево), их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий; рвется, бьется, ломается, шероховатый); умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве (день, ночь, потом, сначала, назад, вперед).

    Однако у воспитанников 3-4 лет наблюдается многочисленные факты ошибочного словоупотребления. Например: пылесосю –использую пылесос; жгет – жжет; победю – одержу победу; ложу – кладу; хочут – хотят. Встречается перенос наименования с одного предмета на другой, сужение, или, наоборот, расширение границ значения слов и их применения. Это связано с тем, что в основе освоения значения слов лежит функциональный признак предмета: футляр – «очечник», лейка – «поливалка», автомобиль – «чтобы ездить», сиденье – «чтобы садиться» и т.д. обобщающие слова, в которых закреплен общий признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь - обувать).

       Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные явления. Например: народ – «это на базаре, все ходят, покупают»; неурядица – «то девочка, у которой нет нарядного платья», ракетница – «это тетенька на ракете летает». Словарь дошкольников активно обогащается за счет придуманных ими слов (детское словотворчество)  («ушарел» - «устал надувать воздушный шарик», «красавлюсь», гребла – весла, то, чем гребут, «копата» - «лопата, то, чем копают», лизык – язык (им лижут), «ползук» - «паук» и т.д.)

    Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи, с которой связано количественной накопление слов и развитие их значения.

  1. Практическая часть

Материалы по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и упражнений

Существительное

Кто скорее перенесет предметы?

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительного падежа.

Оборудование. Детская посуда и мебель.

Описание игры. Играющие садятся на стульчики, напротив ставятся два стула, на них кладут 5 – 6 предметов из двух  разных категорий, например: детская посуда (чашка, блюдце, чайник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды стоят около стульев с предметами и по сигналу «Раз, два, три – бери посуду!» начинают переносить нужные предметы  на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)» и т. д.

Магазин.

Цель. Закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в винительном падеже.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Играющие садятся за стол. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру словами: «Как – то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрешек возле магазина одного из ребят.) Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы  хотим купить».

  Серый зверек

  Через кочку скок.

  Легкие ноги, а хвоста немного. (Заяц).

Продавец отгадывает и отдает игрушку. Матрешки идут дальше: «Зашли матрешки в другой магазин и говорят: « Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Образец речи продавца: Вы хотите купить зайца (ведра)? И т. д.

Если продавец неправильно отгадал загадку,  матрешки уходят со словами: «Плохо ты знаешь свой товар, пойдем в другой магазин!» При повторении игры роль ведущего можно поручить ребенку, знающему загадки.

Прилагательное
Кто первый узнает?

Цель. Закреплять умения понимать значение прилагательных в речи.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т. д.).

Педагог описывает  какую–нибудь игрушку, а дети должны ее найти. В этой игре дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога, увидеть те или иные признаки в предметах, стоящих перед ними, и выбрать соответствующий. Кто правильно назовет описанный предмет, тот получает его и может им поиграть.

Ищи

Цель. Закреплять  правильное употребление в речи прилагательных, согласовывая их с существительными.

Описание игры. В течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Угадай, что это?

Цель. Закреплять использование в речи  прилагательных, правильно согласовывая их с местоимениями.

Оборудование. Натуральные фрукты или муляжи по количеству детей.

Описание игры. Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой–нибудь плод. Ребенок должен наощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей. Это – яблоко. Оно круглое (твердое).

Узнай цветы

Цель. Закреплять использование в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Лото «Цветы».

Описание игры. Педагог раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Игра идет по принципу лото. Педагог, показывает маленькую картинку, спрашивает: «Кому нужна эта картинка?». Ребенок, у которого на большой карте есть такой же цветок, отвечает: «Мне нужна эта картинка. Это белая ромашка (лиловый колокольчик)» и т. д.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

 Глаголы.

Мы веселые ребята.

Цель. Закреплять умение понимать  в тексте и использовать в речи глаголы.

Описания игры. Дети стоят у стены. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне комнаты также проводится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя линиями, находится водящий. Дети говорят хором:

  Мы веселые ребята,

  Любим бегать и играть.

  Ну, попробуй нас догнать,

  Раз, два, три – лови!-

И перебегают на другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле водящего.

Игра повторяется 2 – 3 раза, а потом выбирают нового водящего (играют 6-7 минут).

Руки в стороны

Цель. Закреплять у детей умение понимать глаголы в тексте.

Описание игры. Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс.

  Руки в стороны, в кулачок,

  Разжимай и на бочек.

  Правой вверх,

  Левой вверх,

  В стороны, накрест,

  В стороны, вниз.

  Тук, тук! Тук – тук – тук!

  Сделаем большущий круг!

Зайка серый умывается.

Цель. Закреплять умение понимать и правильно употреблять глаголы.

Оборудования. Маска зайчика.

Описание  игры. Дети становятся в круг. Один из них – зайка – занимает место в средине круга. Вместе с педагогом дети говорят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости  собирается.

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту: моет хвостик, ухо, вытирается. Затем скачет на двух лапках по направлению к кому–нибудь из стоящих в кругу (идет к нему в гости). Тот становится на место зайчика, и игра повторяется, Заканчивается игра после того, как сменится 5 – 6 зайчиков.

Наречие
Холодно – жарко

Цель. Обогащать словарь детей наречиями – антонимами со значением образа действий.

Оборудование. Мяч

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч, детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречье с противоположным значением, например: «Холодно – жарко», «быстро – медленно», «тихо - громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

Когда это бывает?

Цель. Закреплять правильное употребление наречий с временными значениями.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки на все времена года.

Описание игры. Педагог показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег, когда листья желтые и т. д. Если ребенок правильно называет время года, он получает картинку.

  Жмурки

Цель. Закрепить знание и употребление наречий места «справа - слева», «вперед – сзади»

Описание игры. Выбирается водящий, педагог завязывает ему глаза. Педагог водит водящего по комнате, останавливает, несколько раз поворачивает, затем снимает повязку и задает ему вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя? Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.

 Найди игрушку.

Цель. Учить детей понимать и употреблять в речи наречие места.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог прячет игрушки. Ребенок ищет по описанию направления: «Повернись кругом, сделай три шага вперед, посмотри вниз». Или «Кукла спрятана между шкафом и окном, ниже окна, но выше стула».

Эту игру можно проводить на улице: «Пойди влево, дойдешь до забора, обойдешь забор, подойдёшь к дереву, которое стоит справа, сделаешь от дерева пять шагов вперед и там найдешь машину»

Давать задание при повторении игры должны учиться и дети. Дети, допустившие меньшее количество ошибок при выполнении задания получают значки флажки и

т. д.

   

  1. Заключительная часть

     Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.

     Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то из них от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные лексические упражнения; в занятия по ознакомлению с художественной литературой лексические упражнения вводятся, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя.

     Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

1) развивать понимание обобщающего смысла слова,

2) развивать понимание отношений «целое и его часть»,

3) развивать понимание отвлеченного смысла слова,

4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем),

5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов,

6) развивать стилистическое чутье,

7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

     Чаще всего при проведении лексических упражнений используется, прием дидактической игры, в частности игры с «дидактическими» (т. е. специально оснащенными) куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием «Чудесный мешочек» (дети опускают руки в мешок, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут «впитать» поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слова просто указанием на реальный предмет, действие, признак.

Список используемой литературы

1  Бондоренко А.К. Дидактические игры в детском  саду: Кн. Для воспитателей детсада – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с .: ил.

2  Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов Художник В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл. (Серия:  «Вмести учимся, играем»)

 3  Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирования правильной разговорный речи у дошкольников. Ростов н/Д: «Феникс, СПб: «Союз», 2004. – 224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)

4  Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словам. Пособие для воспитателя дет. Сад. – 2-е изд., исп и доп. М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

5  Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл.

6  Новоторцева Н. А. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997. –240 с. илл.

7   Тихеева Е.И. Развития речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., «Просвещение», 1972. 176 с. с илл.

8   Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотореев. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Москв, 1998г, 96 листов.

10 Селеверстов. Речевые игры

11  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа) Пособие для воспитателей детского сада М.: Просвещения 1982г-96с.

12 Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.-582с: ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей с речевыми нарушениями

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.1.     «Эхо» — взрослый произносит слов...

Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса

Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря. Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса ...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развитиясловарного запаса у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития  словарного запаса у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнение на обогащение словарного запаса

Игры и упражнение на обогащение словарного запаса...