Конспект НОД по формированию фонетико-фонематических представлений "Звук "М"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Демёхина Оксана Анатольевна

Цель:

1.     Уточнить произношение звука [м];

2.     Дать понятие о со­гласном звуке, звонком;

3.     Учить интонированию звука [м];

4.     Обучать выделению звука [м] из состава слова;

5.     Поз­накомить с анализом и синтезом обратного слога;

                6.     Разви­вать логическое мышление, внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_zanyatie_zvuk_i_bukva_m.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД с детьми старшей группы.

Тема:  «Звук [м]».

Цель:  

  1. Уточнить произношение звука [м];
  2. Дать понятие о согласном звуке, звонком;
  3. Учить интонированию звука [м];
  4. Обучать выделению звука [м] из состава слова;
  5. Познакомить с анализом и синтезом обратного слога;
  6. Развивать логическое мышление, внимание.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фишки, схемы, предметные картинки с изображением домашних животных,  сюжетная картина «Корова на лугу» -  интерактивная доска.

План занятия.

1. Оргмомент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [м].

4. Анализ артикуляции звука [м].

5. Произнесение звука М (упражнения фонетической ритмики)

6. Пальчиковая гимнастика. «Замок».

7. Выделение звука [м] состава слова.

8. Физминутка «Мухомор».

9. Определение места звука в слове.

10. Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

11. Итог занятия.

Ход занятия

Дети садятся на стульчики и вместе с педагогом произносят слова:

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ручки нам не мешают,

А когда надо, то помогают.

Мы говорим четко, внятно, красиво.

- Помогает нам в этом наш язычок, для которого мы сейчас выполним гимнастику.

Раз – мы ротик открываем,

Будто кошечки зеваем.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – подуем в дудочки,

Губки, словно трубочки.

Тянуть губки вперед «хоботком».

Три – на губки посмотри,

Улыбаемся на «три».

Широко улыбаемся, растягивая губы.

На четыре – ротик шире.

Барабаним на «четыре».

Держать рот широко открытым. Стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д…».

Пять – откроем рот опять.

Нужно губку облизать

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Шесть – почистим наше нёбо,

Нёбо чистым стало чтобы.

Рот открыть широко.  Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.

Семь – мы звонко будем цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Восемь – к нам приходит осень.

Вырос гриб на счете «восемь».

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Девять – сделай-ка гармошку,

Поиграй на ней немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

Десять – можно поболтать

Поболтать и не устать.

Широко открывать рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

У детей индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.

—        В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили животные. А Маша была маленькой еще и не знает, как называются животные. Она прислала нам фотографии животных, которые у них живут. Она просит назвать их, чтоб она запомнила. Поможем Маше? Назовите их, выделяя голосом ударный гласный звук.

 —        А еще она передала загадку, которую она не может отгадать. Отгадаем? О каком из домашних животных эта загадка?

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова —

Длинные рога?

— М-м-м! — Мычит корова, —

Иду я на луга.

—Посмотрите и послушайте, как мычит корова.

Логопед произносит звук [м]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать.

—Произнесите звук [м]. (Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало).

—Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос.

Логопед делает ВЫВОД: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

— Звук [м] гласный или согласный? Почему?

— Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.

—Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Логопед делает ВЫВОД: Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

—        Звук [м] согласный, звонкий. Обозначать его будем синей фишкой.

 Упражнения фонетической ритмики.

Произнося звук [м-м-м...], дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычат»), затем слегка отводят их в сторону.

Ма-мо-му-мы  Движение на звук [м] плавно переходит в  движение на гласный звук.

Ам-ом-ум-ым  Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук [м] (приложить пальцы к губам).

Пальчиковая гимнастика. «Замок».

На двери висит замок,

Ритмичные быстрые соединения пальцев в «замок».

Кто открыть его бы смог?

Повторение движений.

Потянули,

Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Покрутили,

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе.

Постучали

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

И – открыли!

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

  Выделение звука [м] из состава слова. Игра «Сигнальщики» (фишка).

—        Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] и просигналить, показать (поднять вверх) синюю фишку.

среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.

среди слогов: ам, on, ну, мы, пэ, мy.

среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша), копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.  ,

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

—        Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом.  (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей, мухомор.)

Физминутка «Мухомор»

Мухомор на тонкой ножке

Дети ставят руки на пояс и встают на одну ногу.

Вырос на лесной дорожке.

Встают на носочки, поднимают руки вверх.

Ждет прихода грибников.

Подносят руку ко лбу ладонью вниз и смотрят вдаль, поворачиваясь  слева на право.

Кто сорвать его готов?

Вопросительно пожимают - плечами, слегка разводя руки в стороны.

Знают грибники прекрасно,

Назидательно грозят пальчиком.

Мухоморы есть

Гладят животики.

Опасно!

Вытягивают руки вперед - ладонями от себя (отталкивающее движение).

Определение места звука в слове. Дети работают с индивидуальными схемами. Логопед демонстрирует работу на доске.

—        Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети обозначают место звука [м] в слове), «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

Звуковой анализ и синтез обратных слогов.


Коровушка домой идет,

Молочко нам несет.

Надо кашку варить,

Машу кашкой кормить.

—        Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!» Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фишкой. Какой второй звук она произнесла? Какой фишкой его обозначим? Почему?

Чтение составленной схемы.

Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — им — ым — эм.

Дети преобразуют схему и прочитывают.

—        Какой звук вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]?  

Найдите слова со звуком [м] в двустишии:

Всем дает здоровье

Молоко коровье! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию фонетико - фонематической компетенции "Поварята" в старшей логопедической группе. Различение звуков П и ПЬ.

Развить фонематическое восприятие и закрепить навык различения звуков П и ПЬ старшим дошкольникам помогут задания и упражнения в образовательной деятельности "ПОВАРЯТА". А пособия, используемые в деят...

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».

Конспект занятия для детей 1-2  года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».

Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Звуки [р]- [р'], буква Р"....

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей 5-6 с ТНР "Звук Ч. Буква Ч".

Фронтальное занятие "Звук Ч. Буква Ч". Старшая группа компесирующей направленности для детей с ТНР....