Конспект НОД по формированию фонетико - фонематической компетенции "Поварята" в старшей логопедической группе. Различение звуков П и ПЬ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Баронова Вероника Вячеславовна

Развить фонематическое восприятие и закрепить навык различения звуков П и ПЬ старшим дошкольникам помогут задания и упражнения в образовательной деятельности "ПОВАРЯТА". А пособия, используемые в деятельности, могут использоваться логопедами и воспитателями и на других занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p-p_povaryata.docx492.52 КБ

Предварительный просмотр:

                   Образовательная  деятельность по коррекции речи (старшая группа).

Формирование  фонетической стороны речи и лексико – грамматических категорий.

Тема: «Дифференциация звуков П-ПЬ».  

Цели: Коррекционно – образовательные:  Познакомить детей со звуками П-ПЬ и их   обозначением.  Учить различать звуки в слогах, словах и фразах. Актуализировать словарь по темам  «Фрукты», «Овощи», «Продукты». Закрепить навык образования относительных прилагательных.

Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, мышление, фонематическое восприятие и слух.

Воспитательные: Воспитывать внимание к собственной речи и других детей.

Оборудование и материалы: картинки поварят в синем и зеленом колпаке, предметные картинки (пампушки, пирог, пирожки, пастила, плюшки, пышки, и др..), небольшие карточки с изображением фруктов, картонные «пирожки», синие и зеленые квадратики по числу детей.

Оборудование: для игры «Четвертый лишний» картинки: пончик, колбаса, сардельки, сосиски;

Картонные фигурки поварят в синем и зеленом колпаках; предметные картинки кондитерских изделий: пастила, пышки, повидло, пирожки, пирог, пирожные, печенье, плюшки; картонные «пирожки» с прозрачными кармашками для картинок; мелкие предметные картинки с изображением начинки: яблоко, вишня, слива, яйцо, капуста и др..;

Ход  деятельности.

1.Организационный момент. Подведение к теме.

Игра «Четвертый лишний».

       На доске изображение  пончика, и других продуктов (не из муки). Дети определяют, что лишнее. Логопед сообщает, что в слове «пончик» первый звук П.

2.Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы не только узнает много нового о продуктах питания, но и познакомимся со звуком П и его «братцем» - звуком ПЬ.

3. Характеристика звуков П и ПЬ, обозначение, сравнение изолированно.

4. Игра «Сигнальщики».

         Детям раздают квадратики, синие и зеленые. Логопед произносит звуки, а дети поднимают синий квадратик, когда услышат звук П, и зеленый, когда ПЬ.

5. Различение звуков П и ПЬ в слогах.

1)Игра проходит аналогичным образом, как и со звуками.

2) Звуковой анализ и синтез слогов. Дети анализируют слоги АП, ОП, УП, можно попробовать сложить из квадратиков схему на доске(1-2 ребенка).

6.Различение звуков П и ПЬ в словах. Игра «Поварята».

        На доску выставляют картинки поварят в синем и зеленом колпаках и предметные картинки: пампушки, пирог, пирожки, пастила, плюшки, пышки, и др..

C:\Users\Никола\Pictures\ipgl048.jpgC:\Users\Никола\Pictures\ipgl050.jpg

Логопед. Ребята, у нас в гостях поварята! Рассмотрите их. Почему у одного  шапочка (или колпак) синяя, а у другого зеленая? Поварята напекли много вкусностей и сладостей. Мы определим, кто что приготовил. Поваренок в синей шапочке приготовил сладости, в названии которых твердый звук, а поваренок в зеленой – с мягким звуком. Расставьте картинки.

7.Физкультминутка.

Логопед. А вы хотите стать поварятами? Тогда надо потренироваться!

Подготовим тесто для пирожков. 

         Выполняются упражнения по тексту физкультминутки.

Мы веселые ребята, 

Озорные поварята!

Мы не плачем, не грустим,

Пироги испечь хотим.

Насыпай муки, дружок.

Будет сладкий пирожок.

Тесто плотное мешаем,

Руки сильно напрягаем!

А теперь его катаем,

Хорошенько разминаем!

На кусочки разделили

И лепешечки слепили!

А в лепешек серединку

Положили мы начинку.

Аккуратно залепили

И в духовку поместили.    

Запах чувствуешь, дружок?

Вот готов наш пирожок!

(автор В.Баронова)

8. Образование относительных прилагательных.

Логопед. Смотрите, какие пирожки получились! С чем они? Какая у них начинка?

         Детям раздают картонные фигурки пирожков с прозрачными кармашками для картинок и предметные картинки овощей и фруктов (либо дети выбирают). На пирожки дети кладут предметную картинку. Это и будет «начинка». Дети образуют относительные прилагательные, описывая «начинку»: яблочная, сливовая, морковная, яичная и т.д..

-Придумывание слов – признаков о пирожках: мягкие, пахучие, сдобные, вкусные, большие, и т.д..

C:\Users\Никола\Pictures\ipgl051.jpg

9.Составление предложений.

         Детям предлагается придумать предложения о том, как они пекли или о том, что готовили поварята.

-Я испек пирожок с абрикосовой начинкой и угощу папу.

        Логопед просит найти в предложении слова со звуками П и ПЬ.

10.Итог деятельности.

- С какими звуками познакомились? Что научились делать?

Учитель –логопед Баронова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Различение звуков [Ш] - [Ж] - [З] - [Ж]"

Различение звуков в словах и совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений  с пройденными буквами....

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Звуки [р]- [р'], буква Р"....

Конспект НОД по формированию диалогической речи в старшей логопедической группе с ОНР " В гости к медведю-хозяину леса "

Формирование и развитие диалогической формы речи у старших дошкольников с ОНР. Развивать  диалогическую речь, обучать умению формулировать и задавать вопросы, приобщать к правилам ведения диалога...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»

Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Согласные звуки»

Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.Цель: формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в образовательной деятельности.Задачи: коррекционно-образовательные:-улуч...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст). Звук (Ж)

Данный конспект был составлен для проведения открытого мероприятия в рамках нашего детского сада и рассчитан на детей с ТНР (старшая группа). В нем представлены основные этапы логопедической работы с ...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"....