Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Различение звуков [Ш] - [Ж] - [З] - [Ж]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Различение звуков в словах и совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений  с пройденными буквами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Различение звуков [ш]— [ж],  [з]— [ж]

Образовательные задачи. Различение звуков [ш]— [ж],  [з]— [ж] в словах. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными  буквами. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Развивающие задачи. Развитие фонематических процессов,  зрительного внимания и восприятия, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности,   инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, презентация, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, зелёные и синие сигналы по числу детей.

Предварительная работа. Упражнение в подборе слов на заданный звук.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Игра «Шифровки». Совершенствование навыка звуко – буквенного  анализа слов Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия.

Педагог приглашает детей за столики и организует приветствие с ними. На доске карточки шифровки и картинки (жук, жаба, лужа, жбан).

Логопед. Посмотрите на карточку шифровку и картинки, и  подумайте какая картинка подходит к каждой карточке – шифровке.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им объяснить, как они расшифровали записи.

1-й ребёнок. В слове жук всего три звука, в середине звук У.

Аналогично объяснения дают ко всем остальным схемам. Логопед оценивает их ответы.

Логопед. Сегодня мы повторим звуки и буквы, которые уже прошли и немного поиграем.

  1. Упражнение  «Подбери пару». [Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]— [ж] в слогах и словах)]

Логопед предлагает поиграть.

Логопед. Следующая игра вам знакома. Я буду произносить слог или слово  со звуком [ш], а вы будете менять в этом слоге или слове этот звук  на  [ж].  

Логопед. Ша.

1-й ребенок. Жа.

Логопед. Ши.

2-й ребенок.  Жи.

Логопед. Ше.

3-й ребенок. Же.

Логопед. Шо.

4-й ребенок. Жо.

Логопед. Шу.

1-й ребенок. Жу.

Логопед. Саша.

2-й ребенок. Сажа.

Логопед. Шар. 3

3-й ребенок. Жар.

Логопед. Шить.

4-й ребенок. Жить.

Логопед. Великолепно! Какие же вы молодцы!

  1. Игра «Составь слова». [Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения.]

Логопед раздает детям буквари.

Логопед. Откройте буквари. Посмотрите на задание в верхней части страницы. Составьте слова из данных слогов.

1-й ребенок. Жаба.

2-й ребенок. Жуки.

3-й ребенок. Ножи.

4-й ребенок. Кожа.

  1. Игра «Поможем Жене и Шуре». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах).]

Логопед помещает на доску плоскостные изображения двух мальчиков, а на столе раскладывает небольшие предметные картинки, на которых изображены ножницы, ножовка, лыжи, флажок, шнурки, шапка, машинка, чашка.

Логопед. Давайте просто поможем мальчикам разобрать предметы, изображённые на картинках. Жене отдадим предметы со звуком [ж] в названиях, а Шуре — со звуком [ш].

Дети расставляют картинки рядом с изображениями мальчиков. Логопед контролирует выполнение задания.

  1. Физминутка «День Победы»

   Мы по площади идём                                  (марш на месте)

Весело, весело

Мы флажки в руках несем                          (поднимаем руки вверх, машем как  флажками)

Весело, весело

Дружно мы кричим : «Ура!»                     (громко прокричать «ура», хлопнуть в   ладоши)                          

Дню Победы рада детвора!                       (марш на месте)

  1. Работа по книге «Мой букварь». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [з] и [ж] в слогах и словах). Совершенствование навыка чтения.

Логопед. Только что мы с вами учились различать звуки и буквы Ж и Ш, а теперь мы будем различать звуки и буквы Ж и З. Прочитайте пары слогов и слов.

1-й ребёнок. За – жа.

2-й ребёнок. Зы – жи.

3-й ребёнок. Коза – кожа.

4-й ребёнок. Вози – вожжи.

Логопед. А теперь все вместе прочитаем предложение под картинкой.

Дети. Вот вожжи.

Логопед. Отлично! У вас всё получилось.

  1. Пальчиковая гимнастика

        «Как у нас семья большая»        

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

Ритмичные хлопки и удары кулачками друг о друга.

Загнуть большие пальцы на обеих руках, затем указательные, средние, безымянные.

Пошевелить мизинцами.

  1. Работа по тетради №2. [Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] — [ж] в словах).]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на страничку справа. Соедините картинки с теми буквами, которые есть в их названиях, а потом раскрасьте их.

Дети выполняют задание, логопед оценивает выполнение, а потом убирает тетради и карандаши.

  1. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"

Знакомство со звуками  [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звуки Л и Ль. Буква Л"

Конспект занятия в старшей логопедической группе. тема "Звуки л и Ль. Буква Л"....