Конспект НОД по формированию диалогической речи в старшей логопедической группе с ОНР " В гости к медведю-хозяину леса "
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Формирование и развитие диалогической формы речи у старших дошкольников с ОНР. Развивать  диалогическую речь, обучать умению формулировать и задавать вопросы, приобщать к правилам ведения диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_formirovaniyu_dialogicheskoy_rechi.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию диалогической речи

в старшей логопедической группе с ОНР

" В гости к медведю-хозяину леса "

Дырда Алина Олеговна

Учитель-логопед высшей кв. категории

МДОУ № 49 «Золотой петушок»

Цель: формирование и развитие диалогической формы речи у старших дошкольников с ОНР.

Задачи:

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к природе и животному миру;

- воспитывать уважение к участникам диалога.

Коррекционно-образовательные:

Приобщать к правилам ведения диалога:

- вырабатывать умение слушать и понимать собеседника,

- формулировать и задавать вопросы,

- строить ответ в соответствии с услышанным,

- учить вежливо и тактично вести диалог с взрослыми и детьми,

- учить речевому этикету.

Коррекционно-развивающие:

Развивать  диалогическую речь, включать детей в активный диалог со сверстниками.

Оборудование: атрибутика леса, костюмы лесных персонажей, наглядные пособия, экран, проектор, слайдовые презентации, аудиозаписи, счетные палочки, магниты с изображениями медведей.

                                          Ход  НОД:

 Вводная часть

Сюрпризный момент.

Логопед обращает внимание играющих детей на яркий осенний лист на подоконнике групповой комнаты.

- Посмотрите, ребята, какой яркий листок принес нам ветер! Это необыкновенный лист, на нем написано приглашение для детей нашей группы на прогулку в волшебный, осенний лес.

Принимаем приглашение? (Дети: Да!) Давайте закроем глаза, я взмахну волшебной палочкой,  и мы произнесем волшебные слова:

Волшебство сейчас начнется, 

Детям ярко улыбнется,

Стоит Палочкой взмахнуть,

Позовет в далекий путь!

Основная часть.

Логопед.

- Хорошее у вас настроение? Посмотрите, какая чудесная сегодня погода! Воздух свежий, приятный! Давайте сделаем упражнения для дыхания.

Дыхательные упражнения с мимической гимнастикой.

Дети делают глубокий вдох, плавно соединяют руки округло над головой и произносят протяжно звук «О оо» - удивление. Резко опускают руки вниз и произносят коротко «О». Затем со всеми гласными звуками.

- А теперь отправимся в путешествие по осеннему лесу. Но вначале вспомним, как надо вести себя в лесу?

Игра – «Друзья природы» - диалог логопеда с каждым ребенком по картинке (на экране). Дети дают ответы на вопросы логопеда о правилах поведения в лесу.    Вдруг раздается треск и шуршание поломанных веток.

Логопед.

- Ребята, посмотрите, тут чьи-то следы! Кто-то здесь прошел.

Игра – «Чей след?»  - диалог логопеда с детьми  - дети подбирают притяжательные прилагательные к «следам» животных, демонстрируемых на экране).

Логопед.

- А чей же этот самый большой след?

Дети. Это след  медведя –медвежий след.

Логопед. - Правильно. Медведь - истинный хозяин леса. Медведь всегда олицетворял лучшие качества народа.

- А какие качества олицетворяет медведь, вы, помните?

Дети. Силу, добродушие, умение быть хорошим хозяином, способность защитить свой дом, свои границы.

Раздается треск и на поляну выходит Медведь  (анимация на экране).

Медведь.Это кто пожаловал в мой лес? Что за непрошенные гости?

Я  - хозяин этого леса! С чем вы пожаловали?

Дети. Мы хотим с тобой познакомиться, медведь!  Узнать о тебе побольше!

Медведь. Я  -бурый медведь. Живу в этом лесу. А вы знаете, почему медведя называют медведем?

Дети.Потому что медведь любит мед.

Потомучто медведь ведает, где мед находится.

Логопед.  А что значит «ведает»?

Дети.Это значит, что медведь знает, где мед находится.

1 Ребенок. Мишка, а почему говорят, что  ты неуклюжий и неповоротливый?

Медведь. Нет. Это неправда. Я умею быстро бегать, могу даже лошадь догнать, хорошо плаваю, ловко лазаю по деревьям. А добился я таких результатов с помощью физкультуры. А вы любите физкультуру? Зарядку делаете?

Дети. Да. Сейчас мы тебе покажем.

Мультфизкультминутка (анимация на экране)

2 Ребенок. Мишка, скажи, а у тебя есть братья?

Медведь. Да, есть. Я – бурый медведь, лесной. А может быть вы сами назовете моих братишек? (дети перечисляют: белый медведь, панда и т.д.)

Логопед. А еще есть небесный Мишка, но мы его сможем увидеть только если полетим в космос.

Логопед. А на чем мы можем полететь в космос? (Дети. На ракете)

Медведь. А где же мы возьмем ракету,ребята? (Дети. Мы ее построим!)

Логопед. Сначала подготовим наши пальцы для строительства ракеты.

Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5, в космос полетел отряд»

Раз, два, три, четыре, пять -    (По одному загибают пальцы на обеих руках)

В космос полетел отряд.         (Соединяют ладошки вместе, поднимают вверх)

Командир в бинокль глядит,  (Пальцы рук соединяются, образуя «бинокль»)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальцы обеих рук)

Поднимает руки в вышину,    (Поднимают руки вверх)

Видит жёлтую луну.               (Показывают круг)

В космосе сквозь толщу лет   (Сжимают и разжимают пальцы рук)

Ледяной летит объект.   (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)

Хвост его полоска света,  (Присоединяют раскрытые пальцы второй руки -

А зовут объект комета.      «хвост»)

Дети строят ракеты из палочек. Затем заходят в импровизированную ракету и отправляются с песней в космос.                                

На экране перед детьми открывается панорама звездного неба с созвездием Большой Медведицы.

Логопед.Ребята, посмотрите, какое небо, сколько на нём звезд. А вот это и есть Большая Медведица, а вот посмотрите, рядом с ней и маленький медвежонок. Это Малая Медведица.  А что вы можете рассказать о Большой Медведице?

Дети. - Большая Медведица главенствует в небе.

          - Большая Медведица находится над самой северной частью нашей

             планеты.

           - Эта часть планеты называется Арктика.

           - Арктика – в переводе означает «медвежья страна».

Медведь. В космосе хорошо, но меня ждут в лесу. Пора мне споры разрешать, за порядком следить, воспитанием зверей заниматься.

Дети заходят в ракету и отправляются на землю.

Сценка «Зверята» (по О.Н.Сладкову) (исполняют дети).

Медведь - сидит посередине поляны на пеньке.

Прискакал Заяц.

Заяц. Беспорядки, медведь в лесу! Малые старых не слушают, вовсе от лап отбились!

Медведь. Как это так?

Заяц. Все по-своему делают, огрызаются, во все стороны разбегаются!

Медведь. А может они выросли?

Заяц. Куда там! Желторотые, короткохвостые, голопузые!

Медведь. Ай-яй-яй! Непорядок!

Прибежала Зайчиха.

Зайчиха. Было у меня 7 зайчат, а теперь ни одного не осталось!

                 Говорю им: - Куда вы, лопоухие, бежите? Лиса услышит и вам не поздоровится! А они мне в ответ:- А мы сами с ушами!

Прибежал Бельчонок.

Бельчонок.  А я от бабушки  ушел, а я от дедушки ушел, а я от папы ушел, а я от мамы ушел!

Медведь. Это что это еще за Колобок  объявился?

Бельчонок.  И вовсе я не Колобок – я солидный  Бельчонок.

Медведь. (сердито): А сколько же тебе лет?

Бельчонок.Не сердись, дяденька медведь, годов мне еще ни одного, и пол года еще нет. Да только вы, медведи, живете 60 лет, мы  белки – 10 лет. Вот и выходит, что на ваш медвежий счет мне ровно 3 года. Вспомни-ка ты себя, медведь, в 3 года. Небось тоже от мамы медведицы убегал?

Медведь. Что правда, то правда. Запутал ты меня заяц совсем, оторвал по пустякам от моих дел. Все в лесу как положено идет: старые старятся, молодые растут.

Заяц убегает.   Появляется Мишутка.

Мишутка.

Я косолапый Мишка,         Малину собираю.

Зовут меня Топтыжка.        Я не боюсь в лесу

Чуть неуклюж я –да!          Ни волка, ни лису!

Я по лесу гуляю,

Медведь. Куда торопишься,Мишутка?

Мишутка. Я тороплюсь в гости.

Медведь. Присядь на пенек, отдохни.

Мишутка. Ой, сяду на пенек, съем пирожок.

Логопед. Не садись на пенек, не ешь пирожок! Ребята, из какой сказки к нам пришел  этот Медвежонок? (Ответы детей)

Логопед. Народ всегда относился с большим уважением к хозяину леса – медведю. Он - частый герой народных сказок. Давайте проверим,  хорошо ли вы знаете сказки?Проводится викторина «В гостях у сказки»

Итог НОД.     Сюрпризный момент

Медведь. Какие вы молодцы!Вижу я, как  много вы знаете и умеете.

А у меня есть для вас подарок – мои портреты-магниты. А мне пора к моим медвежатам. До свидания, друзья!

Дети.Спасибо тебе Мишка! До свидания!

Логопед.Ну что, ребята, наше путешествие подходит к концу.

- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?С кем называется Медвежья страна? Где живет самая большая медведица и ее медвежонок?

- Понравилось ли вам быть артистами? и т.д.

Список литературы:

1.Бианки В. В. «Синичкин календарь» - Издательство: АСТ, 2018г.

2. Ганул Е.А. «Правила поведения на природе» - Издательство: Литера,2010г.

3. Коновалова Н.Г. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Комплекс упражнений; сюжетно-ролевое сопровождение. - М.: «Учитель», 2017г.

4. Куприкова Е.А. «Мы-медведи» - Издательский Дом ПИТЕР, 2019г.

5. Перовская О. В. «Ребята и зверята» - Издательство: «Махаон», 2016г.

6. Сладков Н.И. «Лесные сказки»- Издательство: «Малыш», 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе

Данный конспект будет полезен учителям-логопедам для проведения занятия по развитию связной речи....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе

Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам....

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять по...

Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР . Гласные звуки А, О,У, И,Ы.

Данный конспект НОД помогает закрепить понятие "гласные звуки", учить давать их характеристику, сравнительную характеристику , помогает закрепить понятие "место звука в слове", раз...

Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...