Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР . Гласные звуки А, О,У, И,Ы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Данный конспект НОД помогает закрепить понятие "гласные звуки", учить давать их характеристику, сравнительную характеристику , помогает закрепить понятие "место звука в слове", развивает фонематические процессы, а также артикуляционную, общую, мелкую моторику, дыхание. Всё занятие проходит в занимательной,  игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_starshaya_gruppa.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  НОД  по формированию  фонематических представлений  в старшей логопедической группе  для детей с ОНР .

 

    Тема занятия «Гласные звуки А, О, У, И, Ы».

Задачи:

- коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

- коррекционно-развивающие: закреплять понятия «гласный звук», «звук»;

- закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

- выделять звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

- развивать фонематические процессы;

-развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

- коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия «Домик», «Трафарет», предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры «Живые звуки», музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Ход занятия :

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку:    Полосатая хозяйка

                                                                         Полетела над лужайкой,

                                                                         Похлопочет над цветком

                                                                         Он – поделиться медком!

- Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

                                    Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

 -Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

- Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

                 Нам – заданья, пчелке – мед,

                 Вот и начался полет!

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

 Игра «Лепесток». На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:-  А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

                - Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из    горлышка).

                - В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А - шире ротик детвора.

У-У-У - всех детей к себе зову.

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо

 

АН-АН-ОН-ОН            звукосочетания:   АОУ    ЫАО      УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ              

АВ-ОВ-УВ-ИВ                  

-Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

 3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру «Живые звуки».

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Дети: АУ-АУ-АУ.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

- «Игра живые звуки» (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

               - Чтобы пчелкам сил набрать,

                  Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза «Пчелки».

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков ( определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

                 Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и  разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ) .

 Затем выполняют задания:

Загадки:     1. Звук О

                       Молодцы крылатые

                       Платья полосатые

                       Ростом хоть и крохи

                       Укусят – будет плохо! (осы).

                   2. Звук У

                       Он плывет по простыне,

                       Как кораблик по волне.

                       Он хозяйкам верный друг,

                       Электрический….(утюг).

                   3. Звук И

                       Всех на свете обшивает,

                       Что сошьет – не надевает! (игла).

                     4. Звук А

                         Стою на крыше

                         Всех труб выше! (антенна).

                     5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

                         Сделали дыру, вырыли нору,

                         Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение «Зоркий глаз»- определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..

   Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

                 Со всем справились, устали?

                 Все заданья выполняли!

                 Ну а наша пчелка - труженица,

                 Весь медок собрала, умница!

                 Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

                Благодарна вам, Ребята!

                Помогли мне, молодцы!

                И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!

 Дети благодарят пчелку за мед.

Занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Гласные звуки в волшебном осеннем лесу».

Обобщающее занятие по теме "Гласные звуки", в котором закрепляется артикуляция звуков, проводится работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, расширение объема ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия.1.     Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.2.     Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и], [...

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;за...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну гласных звуков"

Тема: "Путешествие в страну гласных звуков"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Белоусова Е.А.Цель: уточнение и закрепление представлений д...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе«Путешествие в страну гласных звуков»....

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР "Речевые звуки. Гласные звуки"

Речевые звуки. Гласные звуки.Цель: познакомить детей с речевыми звуками.Задачи:1.     Коррекционно-образовательные: учить составлять простое предложение, учить различать речевые и ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР. Гласные звуки [А О У]

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая...