Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте с ЧХЛ с использованием интерактивной доски «Сказочное путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Курчинская Марина Дмитриевна

В занятии отражаена взаимосвязь воспитателя, учителя-логопеда и родителей с использованием интерактивной доски.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_skazochnoy_polyane.docx989.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию фонетико-фонематических представлений

и подготовке к обучению грамоте с ЧХЛ

с использованием интерактивной доски

«Сказочное путешествие»

(подготовительная группа)

Цели:

- Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, предложении, тексте с использованием литературных произведений.

- Включать родителей в процесс проведения и участия в занятии, активизировать их на сотрудничество.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закреплять навыки правильного произношения звука [Ш].

- Продолжать совершенствовать умение детей узнавать сказки по музыкальным фрагментам, ключевым словам.

- Продолжать учить навыкам звукобуквенного анализа и  синтеза слов, анализа и синтеза предложений.

- Обучать детей и родителей приемам работы с интерактивной доской

- Учить родителей применять основные приемы и формы коррекционной работы с детьми по закреплению полученных на логопедических занятиях навыков речевой деятельности

Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику

- Развивать зрительное и слуховое внимание, умение вслушиваться в речь, отвечать на поставленный вопрос.

- Развивать связную речь детей.

- Развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные:

- Формировать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать состоянию, настроению героев

- Воспитывать интерес к сказкам

Взаимодействие: логопеды, родители, дети.

Направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Предварительная работа с детьми: Чтение сказок: русских народных и авторских. Слушание аудио с записями сказок. Беседа по прочитанным сказкам. Игры – драматизации по русским народным сказкам. Отгадывание загадок.

Предварительная работа с родителями: проведение родительских собраний, консультаций,  показ мультимедийных презентаций по теме, знакомство с интерактивной доской.

Оборудование: Интерактивная доска SMART BORD, ПО Notebook 11, ПК, проектор; перо Жар-птицы; зеркала на каждого ребенка; фонари, корзинка с предметами: подушка, машинка, карандаш, шапка; разрезные картинки к сказке Лисичка-сестричка и Серый волк; фишки для звукового анализа слова.

Действующие персонажи: взрослые: Василиса, Аленушка, Красная Шапочка, Леший, Лиса, Баба – Яга; дети:  Ваня, Мышата.

Ход занятия

Слайд № 1. (2 мин.) Под русскую народную мелодию в зал входят родители с детьми и садятся на стулья.

Затем появляется Василиса (логопед).

Василиса

Добрый вечер, гости званые, желанные! Уж как я рада видеть вас сегодня - и малых детушек и родителей. Осмотритесь в царстве моем сказочном, а я пред вами немного покрасуюсь, да вами полюбуюсь. Я, Василиса, приглашаю вас в сказочное путешествие.

Ребенок:

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может

Все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери

К нам стучится.

Скажем: «В гости заходи».

Под грустную сказочную мелодию входит Аленушка.

Василиса

Здравствуй, Аленушка-краса.

Отчего ты так грустна?

Аленушка

Братец младшенький пропал,

Может, просто убежал.

Я его в лесу искала

И до речки добежала.

Нет его нигде.

Ой, чую, не попал ли

В беду какую?

Василиса, помоги,

Братца милого найди!

Василиса

Я не знаю, где Ванюша, но нам может помочь волшебный предмет. Ребята, какие волшебные предметы вы знаете? (ответы детей). Да, точно, у меня есть волшебное зеркало, давайте в него заглянем!

Слайд № 2 (1 мин.) Видео на интерактивной доске.  Ваня убегает от Бабы Яги, она бегает за ним по кругу.

Ваня: Помогите мне, ребята! Баба Яга украла у меня звук, и теперь я говорю так: сапка, суба, масына!

Аленушка: Что же с ним случилось!

Василиса: Ребята, вы догадались, где Ваня? (ответы детей)

Василиса: Какой звук пропал у Иванушки (Ш)

Объявление темы занятия: Ребята, сегодня в нашем сказочном путешествии мы отправимся искать Ваню и поможем ему вернуть звук Ш.

А что мы можем сделать, что звук вернулся к Ване? (ответы детей)

Слайд № 3 (2 мин.) Видео. Ваня делает артикуляционную гимнастику.

Василиса: Давайте и мы с вами сделаем несколько упражнений. (Слайд № 3)

Логопед проводит с детьми артикуляционную гимнастику на звук [ш].

В конце видео после артикуляционной гимнастики Баба Яга «разбивает» экран и он темнеет.

Аленушка: Ну что же мне делать? Как братца выручить!

Василиса:

Горевать не торопись,

В сказку ты со мной вернись.

Я Ванюшу не найду,

А помочь-то помогу.

Вот дарю перо жар-птицы –

Уж оно-то пригодится.

Будет перышко сиять,

В сказки двери открывать.

Аленушка (взмахивает пером)

3асветись, перо, ярко,

3асветись, перо, жарко.

Сказка новая, начнись,

Братец милый мой, найдись.

Ничего не получается, может, я что-то не так делаю?

Слайд № 4. (1 мин.)

Василиса. Все так, да не совсем. Чтобы попасть в сказку, надо пройти по волшебной дорожке (Ребенок  ведет букву Ш по дорожке и дети произносят звук Ш). Дается характеристика звука. (определяется положение губ, языка, воздушной струи, дается характеристика звука – согласный, всегда твердый, глухой)

Слайд № 5. (3 мин.)

Аленушка: Куда мы попали? Это сказочная полянка!

Звучит музыка. Появляется Красная шапочка.

Красная шапочка. 3дравствуйте, ребята!

Василиса. В какую сказку мы попали? Кто написал её?

Аленушка. Красная шапочка, братца моего Иванушку в своей сказке не встречала?

Красная шапочка. Нет, не встречала.

Аленушка (тяжело вздыхает). Ах! Что же мне делать?!

Красная шапочка: Я вам подскажу, куда идти, если вы справитесь с моим заданием. Вам нужно угадать какому сказочному герою принадлежат слова и музыка, и кто автор.

Красная шапочка и дети нажимают на цветы, звучит музыка из сказки, дети определяют сказку и автора.

Песня Шапокляк;

Песня Чебурашки;

Песня Винни-Пуха;

Отрывок из сказки Маша и медведь;

Отрывок из сказки Царевна-лягушка.

Красная шапочка: Молодцы! Чтобы вам Ванечку найти, нужно пройти через болото к Бабе Яге (уходит)

Василиса. Не печалься Аленушка, взмахни своим пером! А там посмотрим!

Аленушка (взмахивает пером)

3асветись, перо, ярко,

3асветись, перо, жарко.

Сказка новая, начнись,

Братец милый мой, найдись.

Слайд № 6. (1 мин) Звучит музыка. Появляется Леший.

Леший: Кто меня в моем болоте потревожил? Кто нарушил мой покой?

Аленушка: Я ищу  братца Ванюшу.  Его украла Баба Яга!

Леший: Не пропущу мимо своего болота! Пока меня яблочками не угостите! 

Слайд № 7. (4 мин)

 Леший: Положите в корзинку только те яблоки, где есть звук Ш. (Дети выполняют задание)

Леший: Ну ладно. Спасибо порадовали. Да только все равно я вас не пропущу!

Слайд № 8 (2 мин)

Фонарики.  Определить место звука в слове.

Леший: Темно мне на моем болоте. Зажгите-ка мне фонарики. Я буду показывать предметы, а вы определяйте, где в их названии встречается звук Ш. Если звук в начале слова, то зажгите первый фонарик, если в серединке, то второй, если в конце, то третий.

 Леший: Ну молодцы! Справились! Теперь можете проходить!

Физминутка. Звучит музыка «Вместе весело шагать». Дети выполняют движения под музыку.

Слайд № 9 (2мин)

Аленушка: Ребята, а что появилось на полянке? (конверты с картинками)

Дети собирают картинки иллюстрацию к сказке «Лисичка-сестричка и Серый Волк». Что за сказка получилась?

Василиса. Спасибо, ребята. Благодаря вам мы попали в новую сказку - «Лисичка сестричка и Серый Волк».

Под музыку входит Лиса.

Лиса

Вот устала, так устала,

Возле речки я гуляла,

Мужичка перехитрила –

И всю рыбу утащила!

Аленушка.

Лисичка-сестричка, ты моего братца Иванушку в своей сказке не встречала?

Слайд № 10 (5 минут)

Лиса. Нет, Аленушка, не встречала. Но могу подсказать, как вам к дому бабы яги добраться. Чтобы найти Ваню, вам нужно перейти через мостик. Только он сломан, и чтобы его починить,  нужно сделать звуковой анализ слова Шапка.

Лиса. А теперь составьте предложения со словом ШАПКА и начертите схему.

Слайд № 11 (1 мин.)

Лиса. Теперь бегите через мостик, там живет мышонок Мыша. Он вас проводит. До свидания! (Машет лапкой и убегает.)

Василиса. Аленушка, перышком взмахни!

Аленушка

3асветись, перо, ярко,

3асветись, перо, жарко.

Сказка новая, начнись.

Братец милый мой, найдись.

Слайд № 12 (2 мин.)

Попадают к мышонку Мышу. (инсценировка логопедической сказки) 

Василиса: Ребята, послушайте сказку про мышонка Мыша и запоминайте слова со звуком Ш. Потом эти слова вы мне назовете.

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь по мышиным делам. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

- Мыша! Где мои вещи?! – грозно спрашивает папа.

- Я их съел… Нечаянно….

 - Как съел?! Ах ты шалопай!

- Ну что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил!

- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Мыша шуршит бумажкой: Шур-шур-шур.

- Кошка!!! – визжит мама – визжит мама, и они вместе с папой – шмыг под шкаф.

Мыша тянет шпагат к шлангу и тянет его через комнату.

- Змея… - шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.

- Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в свое время так не шалили!

Логопед: Ну что, какие слова со звуком Ш вы запомнили? (ответы детей)

Мышата: Молодцы! Все слова назвали. Мы слышали, вы ищете Иванушку. Мы поможем попасть к Бабе Яге.

Аленушка и мышата и ребята

3асветись, перо, ярко,

3асветись, перо, жарко.

Сказка новая, начнись.

Избушка на курьих ножках появись.

Мышата уходят

Слайд № 13 (2 мин)

Залетает Баба Яга  с Иванушкой на плечах.

Баба Яга: Ну, что вы все сюда пришли? Вы что думаете, я вам Ванюшу отдам? Не отдам я вам его! Сейчас еще вас всех заберу и съем!

Аленушка. Ваня Ванюша!

Баба Яга: Не  отдам я вам его! Ишь чего захотели! Сейчас еще и вас всех заберу и съем!

Дети и взрослые  упрашивают отдать ваню!

Баба Яга.

Подвижная игра с Бабой ягой. Дети встают в круг, Баба Яга в центре.

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят!

Ух! Сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

Баба Яга. Ох, Вздумали бабушку Дразнить!

Василиса: Не обижайся, Баба Яга, оставайся с нами!

Слайд № 14 (3 мин.)  

Баба Яга: Ладно, люблю я ребусы отгадывать, Вот отгадаете мой ребус, отдам вам Ванюшу.

1 слово: начинается с буквы, отмеченной красной звездочкой (Б); следующая буква от буквы Б 4 клеточки вправо; затем 1 клетку вниз; еще 2 клетки вниз; 1 вправо; и 2 вверх. (Башмак)

2 слово: начинается с буквы, отмеченной зеленой звездочкой (М); вторая буква – от буквы М 2 клетки влево; затем 3 клетки влево; 2 клеточки вверх; 1 клетку вправо; и 1 клетку вверх. (Малыши).

Баба Яга. Ладно, развлекли вы меня, теперь уж мне не так тоскливо будет, отдам вам Иванушку.

Аленушка слегка обнимает брата и берет его за руку.

Аленушка

Спасибо вам, ребята,

Помогли вы мне

Иванушку найти,

Много испытаний

Вам пришлось пройти.

От души хочу

Я поблагодарить -

И игры интересные

Всем вам подарить!

Аленушка дарит детям дидактические игры.

Слайд № 15 (1 мин)

Итог занятия.

Василиса.

Вот и закончилась наше сказочное путешествие. Понравилось ли вам? А что вам понравилось больше всего? А что было сделать труднее?

До свидания, до новых встреч!


Список используемой литературы:

  1. Логопедическая гостиная. Логопед № 3/ Шайдурова Л. Ю.  – М.: Издательство ТЦ Сфера,  2012, с. 64 – 70
  2. Сказка Как Мыша шалил. Логопедический он-лайн альбом / Юдин Г. – Новосибирск, 1989, с. 57 - 58
  3. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009, с 30
  4. Сказки Шарля Перро. Ред. Г. Коненкина.  – М.: Издательство АСТ, 2001 г.
  5. Хрестоматия для дошкольников 5 -6 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. – М.: АСТ, 1998, 608 с.

Используемые ресурсы:

  1. Музыка: Журчание ручья

http://malyshi.ucoz.ru/zvuki/1_04_Jurchaschiyruchey.MP3

  1. «Усатый нянь», А. Рыбников
  2. Песня «Вместе весело шагать» Музыка В. Шаинский, слова М. Матусовский
  3. Песня Красной шапочки. Музыка А. Рыбников, слова Ю. Ким
  4. Песенка Винни-Пуха Музыка М. Вайнберг, слова Б. Захадер
  5. Песенка Чебурашки. Музыка В. Шаинский, слова Э. Успенский
  6. Песенка Шапокляк. Музыка В. Шаинский, слова Э. Успенский
  7. Песенка  «Бабка-Ёжка». Музыка и слова: Т.Морозова
  8. Сайт по работе с интерактивной доской SMART  Board.  http://smartboard.com.ua/ru/main.htm - SMART Board
  9.  Интерактивные технологии. SMART Board начинающим -   http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1125315109 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по обучению грамоте 5-6 лет на интерактивной доске. "Разноцветные листочки","Найди слову домик",«Путешествие в страну звуков»,«Найди домик »

"Разноцветные листочки"Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные) .Материал:1. Карточки- дикие животные: лев, лось, ёж, рысь, волк, тиг...

Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте Звуки Ф,Фь буква Ф.

Конспект занятия в старшей группе  по формированию фонетико -  фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамотеЗвуки Ф,Фь буква Ф....

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Конспект  занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема занятия: Звук [ А ].Цель: знакомство со звуком [ А ]....