Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».
статья по логопедии на тему

Ястребова Инна Николаевна

 

Сообщение из опыта работы

«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Сообщение из опыта работы

«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Подготовила:

Учитель – логопед

Ястребова Инна Николаевна

Выступление на РМО

г. Советский, 2016

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей. Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего  в ДОУ встречаются алалия и дизартрия.С  данными детьми ведется комплексная,систематическая работа. При овладении послоговым произношением слов ведется коррекция звукопроизношения по принципу: постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Наиболее трудоемкой для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков.

Для достижения цели автоматизации звуков, следует придерживаться следующих принципов:

  • наглядности, обеспечивающей взаимосвязь всех анализаторных систем ребенка;
  • развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (основан на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»);
  • постепенного повышения требований – переход от более простых к более сложным заданиям по мере формирования и овладения закрепляющимися навыками;
  • индивидуализации, учитывающей его возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи;
  • многофункционального подхода, предусматривающего одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности каждого ребенка.

Проблеме автоматизации звуков у детей-дизартриков были посвящены исследованияЕ.Ф.Соботович,Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Е.Н.Винарской, Н.В.Серебряковой и др. Они отмечали, что у детей с низким уровнем формирования речи автоматизация затруднена. Авторы рекомендовали предусматривать постепенное и систематическое усложнение материала, соблюдать строгую последовательность при работе над автоматизацией звука.

Иные подходы отмечены в работах И.Б.Карелиной. Она предлагает использовать кинезиотерапию (лечение движением), как оптимизирующее средство коррекционной работы.

Л.В.Лопатина экспериментальным путем доказала успешность автоматизации звука при дизартрии путем формирования кинестетической и кинетической основы движений, осуществления кинестетического анализа и синтеза ручных и артикуляционных движений, превращения отдельных двигательных навыков в серийно-организованные движения.

Т.В.Сорочинская и Е.Ф.Архипова дополнили систему упражнений, направленных на автоматизацию звуков при дизартрии экспериментально проверенными приемами. По их мнению, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при дизартрии, является включение пальцевых упражнений, выполняемых на предметах, имеющих игольчатую поверхность.

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук ,а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают данный подход к коррекционной работе.

Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Автоматизация должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце); автоматизация звука в предложении; автоматизация звука в чистоговорках и стихах; автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах; автоматизация звуков в разговорной речи.

По мнению Т.Б. Филичевой, необходимым условием автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что «… согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы». Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС и т.д.

Е.Ф. Архипова предлагает следующую последовательность логопедической работы: в слогах разной структуры (11 модулей), в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), в предложении насыщенном контрольным звуком. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию, затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. д.)

Поставленный звук также проходит все этапы автоматизации как при дислалии только у детей с дизартрией часто наблюдается распад сложившихся умений. В связи с этим материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка. Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного звука снижает интерес ребенка, желание заниматься. В такой ситуации на помощь к логопеду приходят разнообразные логопедические игры. Творческий подход и знание особенностей каждого ребенка позволяет организовать процесс автоматизации звука как интересное занимательное взаимодействие между участниками коррекционного процесса.

Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать глазодвигательные функции;
  •  формировать графомоторные навыки;
  • формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
  • оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Игровые приемы на занятии подбираются с учетом здоровьесбережения ребенка:

  • чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях;
  • расположение материала вблизи и вдали;
  • - частая смена динамических поз;
  •  работа в движении.

Усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно. Желание выполнить игровую задачу является достаточно сильным стимулом и способствует быстрому исправлению звукопроизношения. Применение логопедических игр позволяет нам сформировать привыкание детей к данным звукам.

Все чаще в диагнозе наших детей ставится моторная алалия. Произношение у детей с моторной алалией улучшается очень медленно и в ряде случаев у детей, уже овладевших речью, сохраняется на долго диффузное косноязычие, делающее их речь малопонятной.

Наиболее эффективный способ коррекции речи при моторной алалии – это методика по координации речи с движением Т. В. Башинской, Т. В. Пятница, основной идеей которой является, максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи. Совместив момент речи с моментом действия, открываются многогранные возможности воздействия на механизм развития речи.

Предлагаемая методика (авт. Т. В. Башинская, Т. В. Пятница) базируется на наблюдении и изучении речевых и двигательных особенностей детей, страдающих моторной алалией, может использоваться не только специалистами-логопедами, воспитателями, но и родителями в силу своей простоты. 

Графические упражнения рекомендуется выполнять на вертикально расположенной поверхности (доска, прикрепленный к стене лист ватмана или обратная сторона обоев), так как поза ребенка при рисовании стоя более физиологична, чем при рисовании сидя, восприятие пространства не изменяется, увеличивается амплитуда движений рук. Рисовать ребенок может мелом, восковыми мелками, карандашами, фломастерами и др. Наиболее простой и удобный способ организовать вертикальное рисование — обои. Выше уровня роста ребенка натягивается леска, через которую перебрасывается трубка обоев и по мере использования перетягивается от начала до конца.

Автоматизация звука изолированно.

При длительном произнесении автоматизируемого звука:

Виды упражнений:

  • нарисовать круги;
  • нарисовать квадраты;
  • нарисовать треугольники;
  • чередование геометрических фигур: квадрат – круг, круг – треугольник, т.д.;
  • нарисовать предмет (воздушный шар, дым из трубы, дым из выхлопной трубы автомобиля), орнамент;
  • намотать нитку (ленту) на катушку;
  • собрать пирамидку, карандаши, другие предметы;
  • присесть, подпрыгнуть;
  • дорожки.

Данные игровые приемы вызывают огромный интерес у детей. А особенно, если эти занятия проходят в духе соревнования.

Автоматизация звука в слогах и словах.

 На этом этапе используются  символы, схемы. В результате сочетания работы ряда анализаторов, в сознании детей возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше усваивается.

Виды упражнений:

  • приповторение слога АР нарисовать круги, квадраты, т.д. (упражнение также способствует выработке длительного речевого выдоха);
  • длительное или  короткое произнесение данного слога, рядов: АР, АР – АР, АР – АР – АР.
  • Игра «Поем и играем». Ребенок проговаривает слоги, сочетая каждый слог с нажатием клавиши. Используются  музыкальные инструменты, такие как синтезатор, металлофон, а также можно использовать имитацию игры на  инструментах.

В той же последовательности идет работа по автоматизации звука в словах.

  • игра «Расставь картинки по местам». Здесь дети находят слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов; слова, где заданный звук стоит в начале, середине и в конце слова, составляют цепочку слов.
  • игра «Крестики - нолики»;
  1. Педагог ставит нолик на рабочем поле и предлагает ребенку поставить картинку с заданным звуком перед ноликом, после нолика, выше нолика, ниже нолика. Ребенок проговаривает каждое свое действие.
  2. Играть по традиционным правилам. Педагог  ставит нолик, а ребенок пытается закрыть ряд из трех картинок.

Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках и стихотворениях.

  • Рисование с пропеванием.
  • Разучивание стихотворений на пальчиковой и ритмической основе, с движениями рук.
  • Заучивание стихотворений на «пальчиковой» основе.

Предлагаемое для заучивания стихотворение делится на слоги, и «раздается» каждому пальчику последовательноот мизинца левой руки к мизинцу правой на столько пальцев, на сколько, хватит слогов в строке. Новую строку начинаем рассказывать с мизинца левой руки.

Использование игровых методов и приемов на этапе автоматизации позволяет значительно сократить сроки введения поставленных звуков в самостоятельную речь и улучшает качество коррекционной работы с детьми,  имеющими дизартрию и алалию.

Список литературы:

Башинская Т.В., Пятница Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии, М., 2010

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

http://logoportal.ru/priyomyi-uskoryayushhie-avtomatizatsiyu-zvuka/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»

Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии. Решение пробле...

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Сенсорная интеграция в работе по автоматизации звуков у детей с дизартрией

В настоящее время отмечается достаточно большое количество детей с дизартрией. При дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов обусловлены органической недостаточностью иннерваци...

Сообщение из опыта работы «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»

Сообщение из опыта работы«Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»...