Сообщение из опыта работы “Особенности протекания кризиса 3-х лет”
консультация (младшая группа)

Ергина Ирина Николаевна

Выступление на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gmo_krizis_3_let.docx13.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 11 “Созвездие” города Дубна, Московской области

Выступление на городском методическом обединении

воспитателей-психологов и воспитателей групп младшего и среднего дошкольного возраста “Оптимизация детско-родительских отношений в период кризиса 3-х лет”

на тему: “Сообщение из опыта работы

“Особенности протекания кризиса 3-х лет”

Подготовила:

воспитатель 1 кв.кат. Ергина И.Н.

Дубна, 2020г.

Кризис 3 лет у ребенка в редких случаях проходит незаметно. Подавляющеебольшинство родителей отмечают, что их дети в 3 года не только меняются, но и доставляютнемало хлопот своим поведением. Это закономерно, поскольку возрастные кризисы, по сути,являются переходом с одной ступени развития на другую. Такой переход сопровождаетсямногочисленными изменениями в психическом развитии ребенка, что требует от взрослых гибкости в воспитании.

Особенности протекания кризиса третьего года жизни.

 Кризисом трех лет открывается новый этап в развитии ребенка. Этап охватываетнесколько лет, и его называют дошкольным периодом. Психологи подчеркивают, что вдошкольном возрасте малышу предстоит освоить мотивационно-потребностную сферу.

Но и без употребления специализированных терминов взрослым очевидно, что детямнужно многому научиться и многое осмыслить к тому времени, когда приблизится школа.Для продвижения в развитии ребенку понадобится относительная автономия отвзрослых, а ее получить не так просто. Тот переломный период, когда малыш отвоевываетдля себя право на самостоятельность и формирование новых отношений, настырноотстаивает свои интересы, называют кризисом 3-х лет. Хотя на самом деле этот этап можетнаступить и в 2 года, или задержаться почти до 4 лет.

Причины кризиса трех лет

Первые три года своей жизни дитя накапливает начальный опыт в предметнойдеятельности и общении. То, что этот опыт успешен, подтверждают соответствующиедостижения: Что должен уметь ребенок в 3 года. В определенный момент у каждого ребенкапоявляется осознание, что окружающий мир предметов – это не только большое полепознания, а еще и сфера для реализации. Такое осознание вырывается наружу со словами «Яделаю». Малыш с воодушевлением комментирует свои действия: «Я стучу», «Я кушаю», «Яеду» и пр.

Поскольку произошло величайшее открытие собственного активного участия вокружающей среде, ребенок хочет пробовать свои силы во всем и слышать поддержку ипохвалу от взрослого. Но не тут-то было. Взрослые одно дело запрещают, к другому неподпускают, за третье ругают…3-летний упрямец не может противостоять своим желаниям, появляется устойчиваямотивация получить желаемое.

Суть кризиса 3 лет заключается в том, что в этом возрасте происходит обособление«Я», и для ребенка это явный призыв к эмансипации от взрослых. Новая позиция выражаетсяв стремлении ребенка отстоять свои права, проявить самостоятельность и реализовать возросшие возможности.

Если малыш пожелал нечто делать самостоятельно, а взрослые не предоставляюттакую возможность, он не только будет кричать «Я сам!», но еще и закатится в истерике илиразразится потоком слез.

Взрослым важно знать, что в подобных случаях ребенок не только конфликтует сокружающими. В этот период у него проявляется конфликт с самим собой. Малыш не можетограничиться теми отношениями, которые его окружали раньше, – абсолютная опека состороны близких его уже не устраивает.

Ему нужно реализовать новые потребности в самостоятельных действиях, и нужнонайти способ, как это сделать. Если при этом его намерения встречают внешнюю преграду,нарушается психическое равновесие детского сознания, приводящее к негативнымсимптомам в поведении.

Симптомы кризиса в 3-летнем возрастеТо, что наступил час «Икс» — подоспел кризис — в развитии ребенка, взрослыебезошибочно определяют по выраженным симптомам. Невооруженным глазом заметныхарактерные признаки, которыми пестрит поведение трехлетнего малыша.В возрастной психологии выделяют следующие часто проявляющиеся симптомыкризиса 3 лет: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Негативизм проявляется в постоянном противоречии ко всему, что бы нипредлагалось. Маленький человечек превращается в Нехочуху, отрицая и отталкивая всеподряд, часто себе во вред. Не хочет идти на прогулку и не хочет чем-либо заниматься вдоме, не хочет смотреть книги и не позволяет эти же книги отложить в сторону…Ребенок оказывается в таком сложном состоянии, что непроизвольно всемупротиворечит. Физиологи объясняют такое поведение возникновениемультрапарадоксальной фазы мозга, которая является ответом на чрезмерные требования ибеспрекословные указания взрослых.

Упрямство проявляется в стремлении ребенка следовать первоначальному решению.Малыш может отказываться от умывания, от еды, от принятия игрушки только потому, чтоего первичное желание было проигнорировано. Возможно, желание и не являлось таким ужважным для него, но дошкольник не может смириться с тем, что ему было отказано.Проявление упрямства также происходит на фоне неоправданной строгости, пунктуальностии требовательности родителей или воспитателей.

Строптивость – это отказ детей от прежнего образа жизни. И неприятие у нихнаправлено не на конкретного человека или его предложение, а на то, от чего они ужеотказались. Например, мама хочет усадить трехлетнего малыша в коляску, а он такизворачивается и кричит, что сделать это совершенно невозможно. Ребенок внутренне ужеотверг этот удобный некогда атрибут, и не позволяет вернуть себя на прежний возрастнойэтап.

Своеволие выражается в том, что ребенок, во что бы то ни стало, стремится делатьсам. САМ хочет налить себе горячий суп из кастрюли, САМ хочет включить бытовуютехнику, САМ хочет достать чашку с высокой полки. Поэтому, столкнувшись со своеволиемребенка, всегда нужно быть начеку.Существуют и реже встречающиеся симптомы кризиса: Протест Деспотизм Борьба за внимание к себеВ некоторых случаях дошкольник, несмотря на свой малолетний возраст,48превращается в настоящего бунтаря и протестует против любых ограничений. Протестуеткриком, аффективными выходками, может подбежать и ударить.

Маленький деспот требует, чтобы родители немедленно предоставили ему то, что онзахочет. Иначе обеспечена продолжительная истерика.

О кризисном периоде говорит и нетерпимость ребенка к тому, чтобы его мама оказывала внимание другому малышу или занималась своими делами.

Какие симптомы кризиса проявятся в каждом случае, зависит от нервной системыребенка и от конкретных обстоятельств. Главное, о чем должны помнить взрослые, чтотрехлетка противоречит и стремится делать все наоборот с целью защитить своѐ Я.

Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х летКризисный период может длиться всего нескольких недель, но также можетохватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятномстечении обстоятельств.Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, укоторого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанныепротестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослыхиз себя.

В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно дляродителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состояниюмалыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не можетоценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя вданный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что егоповедение комично, в принципе не доступно для такого возраста.

Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические исоциальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка: Возбудимость нервной системы малыша Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманиемотнестись к негативным всплескам в поведении ребенка Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление ксамостоятельности Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжениюсимптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорированиеего истерик и упрямства) Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставаниеребенка с близким человеком, переезд и пр.)

Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастныхкризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризисподросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.Рекомендации родителям по преодолению детского кризисаВ кризисный период у взрослых появляются трудности общения с ребенком, потомучто маленькая личность нуждается в новых отношениях с самыми близкими людьми.Зачастую родители и воспитатели сами испытывают растерянность, что предпринять дляуспокоения ребенка, и как перестроить отношения.Подливают масла в огонь и посторонние люди, отпуская замечания родителям, какойизбалованный или капризный у них ребенок.В связи с этим взрослых волнуют два вопроса: Как себя вести, чтобы кризисный период прошел быстрее и как можнонезаметнее. Что делать, если симптомы кризиса обрели устойчивую форму и проявляютсябурно и часто.Чаще воюют со своими детьми те родители, которые требуют от ребенкабеспрекословного подчинения. Родители, опутывающие свое чадо сетью чрезмерной опекиили планирующие каждый его шаг, обречены на то, чтобы детский кризис разразился смаксимальным проявлением строптивости и упрямства. Поэтому рекомендации «бытьпостроже», или «проще самому все сделать, а ребенок покричит и успокоится», ни в коемслучае не упростят ситуацию, а только спровоцируют затянувшийся кризис.

Некоторые рекомендации родителям для благополучного преодоления кризиса 3-хлет: Помнить, что малыш упрямится или капризничает не назло взрослому, апотому что реализует потребность проявить свое Я. Уступки и запреты, исходящие от родителей, должны быть аргументированыподлинной, но не чрезмерной заботой. Например, играть на дороге нельзя, иэто не может быть разрешено, несмотря на самые бурные капризыдошкольника. Идти навстречу ребенку там, где его желание или самостоятельные действия ненесут никакого вреда. «Хочешь кушать за большим столом? Давай переставимтвою тарелку, и занимай место, которое тебе нравится». «Хочешь нести сумку? Пожалуйста, пробуй».

 Избавиться от ожиданий, что ребенок будет поступать рационально:заинтересуется кубиками, потому что строить конструкции полезно, и пройдетмимо экрана с мультиком. В дошкольном возрасте внимание и восприятиенепроизвольны, и направлены туда, где увлекательнее. Если произошел конфликт (ребенок бесконечно упрямился, мама злилась),важно, чтобы взрослые первые шли на контакт и восстанавливали отношения.

Нельзя передавать ответственность малышу, вынося вердикт в стиле «пока неизвинишься, не подходи» и т.п.50Чтобы родителям легче было принимать все сложности, связанные с кризисом вразвитии их 3-летнего крохи, стоит напоминать себе, что благодаря кризисной перестройке втрехлетнем возрасте формируются значительные достижения. Воля, самостоятельность,гордость за свои достижения – эти важнейшие личностные новообразования закладываютсяименно в этот период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Особенности протекания кризиса 7 лет

Материал знакомит с основным содержанием и признаками протекания кризиса у дошкольников на этапе 7 лет....

Сообщение из опыта работы «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»

Сообщение из опыта работы«Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»...

«Особенности применения компьютерных технологий для детей ОВЗ» (сообщение из опыта работы)

laquo;Особенности применения компьютерных технологий для детей ОВЗ»(сообщение из опыта работы)...

«Особенности протекания кризисов у дошкольников»

Как протекают кризисы в дошкольном возрасте и чего от них ожидать?...

Сообщение из опыта работы "Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"

В сообщении представлены основные аспекты работы по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду....