«Особенности протекания кризисов у дошкольников»
консультация

Как протекают кризисы в дошкольном возрасте и чего от них ожидать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 31 «Светлана»

Консультация для педагогов

«Особенности протекания кризисов у дошкольников»

Подготовила:

педагог-психолог

Яковлева М.А.

Особенности протекания кризисов дошкольного возраста

Если рассматривать кризисы на фоне общего хода развития, то в эти периоды ребенок меняется так быстро, как будто его подстегнули. В развитии личности в принципе нет равномерности, а в детстве скачкообразность физиологического и внутреннего роста особенно выражена.

Особенно в трехлетнем возрасте или на пороге школы выпячиваются недоразумения, вносящие сложности в общение детей и взрослых. Объясняется это тем, что ребенок нуждается в изменении формы отношений, а взрослые продолжают общаться с ним как и раньше. Родители не успевают заблаговременно перестроиться, и реализуют свою потребность – опекать своего дитя так, чтобы привычным способом обеспечить его безопасность и свое спокойствие.

«Заявка» на самостоятельность и проявление своей воли исходит от дошкольника, и взрослые не всегда готовы ее принять. Хочет ребенок самостоятельно сходить в магазин – родители понимают, что это важный навык, и следовало бы обучить этому своего сынишку или дочку, но им тревожно отпускать ребенка одного. Пока приобретение важного социального навыка затмевается родительским страхом, дошкольник противостоит доступными ему способами: отказывается выполнять то, о чем просят взрослые, обижается, закатывает истерику и пр.

От взрослых дошкольник ждет не запретов и опеки, а признания и оценки его детских успехов, так как важнейшим новообразованием в этом возрасте является гордость за свои достижения.

Можно сказать, что механизмом развития в период кризиса является «тренировка в естественных условиях». Чтобы овладеть новыми навыками, нужно испытывать свои способности – осуществлять конкретные действия, выполнять новые задания. А двигателем развития выступают новоявленные потребности.

В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет дети переживают два кризисных этапа:

  • Кризис 3 лет
  • Кризис 7 лет

Следует учитывать, что эти переходные периоды в развитии дошкольника растягиваются и смещаются. Поэтому чаще говорят о кризисе третьего года жизни, который может начаться в 2,5 или же задержаться до 3,5 лет. Преддошкольный критический период приходится на 6-7 лет.

Границы начала и завершения кризиса четко не обозначаются, но прослеживается некий пик бурных проявлений характера в виде капризов, упрямства, раздражительности, противостояния.

Кризисы возрастного развития у детей наступают, когда их новые, только что открывшиеся  потребности вступают в противоречие с прежними, которые удовлетворяются привычным способом. Например, малыш загорелся желанием самостоятельно обуваться. Мама хочет завершить сборы на прогулку быстрее, но ее повзрослевшее чадо противится надеванию ботиночек и требует «Я сам». Потребность справляться самостоятельно борется с потребностью быстрого обслуживания, и первая из них гораздо важнее для трехлетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протекания кризиса

Протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель....

Особенности протекания кризиса 7 лет

Материал знакомит с основным содержанием и признаками протекания кризиса у дошкольников на этапе 7 лет....

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет: особенности протекания и пути преодоления»

Как помочь преодолеть кризис трёх лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами педагогов-психологов...

«Я сам!» Об особенностях протекания у детей кризиса 3 лет и путях решения кризисных ситуаций

laquo;Я сам!» Об особенностях протекания у детей кризиса 3 лет и путях решения кризисных ситуаций...

Консультация на тему: «Я сам!» (об особенностях протекания у детей кризиса трёх лет и путях решения кризисных ситуаций)»

К трём годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным....