Практический тренинг «Артикуляторная гимнастика для педагогов»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шабалина Елена Николаевна

Познакомить педагогов с основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку полноценных движений органов артикуляции и подготовку к правильному произношению звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon artik_v_stih.ppt2.27 МБ
Файл artik_gimn_trening_dlya_pedag.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 127 «Катюша» учитель-логопед: Шабалина Е.Н

Слайд 2

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. Представляю вашему вниманию упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Слайд 3

Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. «ЧАСИКИ»

Слайд 4

Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" «ОКОШЕЧКО»

Слайд 5

Язычок наш как лопатка - Очень ровный, очень гладкий. Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «ЛОПАТКА»

Слайд 6

Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Слайд 7

Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у». «ЛОШАДКА»

Слайд 8

Ну а это вот заборчик. Язычка мы спрячем кончик. Зубы крепко ты сомкни, Губы плавно разведи. Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «ЗАБОРЧИК»

Слайд 9

Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. «ГРИБОК»

Слайд 10

Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки. Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки". «ОРЕШЕК»

Слайд 11

Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У неё такой круиз. Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. «ГАРМОШКА»

Слайд 12

Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «ИГОЛОЧКА»

Слайд 13

За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд. «БУЛЬДОГ»

Слайд 14

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней. Вверх – вниз, Выше вверх, Вверх – вниз, И ниже вниз, Ты качаться не ленись, Язычок не торопись! «КАЧЕЛИ»

Слайд 15

Описание: Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «БУБЛИК» (РУПОР)

Слайд 16

Мы чаек горячий Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд. Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты. «ЧАШКА»

Слайд 17

Описание: открыть рот, улыбнуться. Кончик языка упереть в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть горкой. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:ка длинная у нас 1. Губы в улыбке, зубы видны. 2. Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта. «ГОРКА» Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно медленно катись.

Слайд 18

Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, не показывая зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. «ЛЯГУШКА»

Слайд 19

На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу: У-у-у-у-у. Описание: Поставить верхние зубы на нижние, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. «ХОБОТОК» (ТРУБОЧКА)

Слайд 20

Зубки чистить нужно дважды: Каждое утро и вечер каждый. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая языком движения из стороны в сторону или вперед Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. «ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ»

Слайд 21

«БАРАБАН» В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д — д — д — д!» Описание: Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Язык поднят наверх, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончиком языка быстро и многократно ударяться в бугорки (за верхними зубами), произнося звук «Д» (д-д-д). Язык все время находится наверху и работает только кончик.

Слайд 22

«МАЛЯР» Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем Описание: Рот открыт. Проглаживание кончиком языка всего небного свода, начиная от верхних зубов назад

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Практический тренинг для педагогов

«Артикуляторная гимнастика для воспитателей»

Цель: Познакомить педагогов с основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку полноценных движений органов артикуляции и подготовку к правильному произношению звуков.

Оборудование: Использование мультимедийного оборудования, индивидуальные зеркала.

Уважаемые педагоги!  

 

У большинства детей нарушено звукопроизношение. Кто - то из детей не умеет произносить свистящие звуки, кто - то испытывает затруднение в произношении шипящих, кто -то - сонорных. У некоторых воспитанников дефекты в произношении многих групп звуков.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Что же такое «артикуляционная гимнастика»? (Выслушиваются ответы)

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Для чего нужна «артикуляционная гимнастика»?

Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к занятиям

Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами). На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.

Рекомендации к проведению упражнений:

  1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. У взрослого артикуляция - автоматизированный навык, а детям, чтобы обрести этот автоматизм, необходимы зрительный контроль и постоянные упражнения.  После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений
  7. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  8. Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

Чтобы проводить в группе с детьми артикуляционную гимнастику, вы должны знать, как правильно выполняется то или иное упражнение. Давайте сейчас с вами попробуем сделать упражнения для губ, языка, которые впоследствии научат наших детей произносить звуки.

Используйте полученные рекомендации в играх для их лучшего речевого развития. Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребёнка, сделайте её интересной! Запомните: похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах.

Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практически Игра "Осенняя корзина" для педагогов Цель:показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Игра для педагогов на педсовете, для показа интеграции образовательных областей по ФГТ....

Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга

Статья "Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга"...

Консультация для педагогов «Практические советы по личной аттестации педагога»

На сегодня педагогическая аттестация в дошкольном образовательном учреждении является актуальной темой для каждого воспитателя или специалиста в системе дошкольного образования. Необходимо серьезно, п...

Практический материал "Артикуляционная гимнастика для дошколят".

Данное пособие представляет комплекс артикуляционных  упражнений, направленных на совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке...