Практический материал "Артикуляционная гимнастика для дошколят".
методическая разработка по логопедии

Храмченко Инна Александровна

Данное пособие представляет комплекс артикуляционных  упражнений, направленных на совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_artik._ginastiki.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 131»

   

Артикуляционная

гимнастика

для дошколят

                                                                   

                                                      Учитель-логопед:

                                                Храмченко И.А.

                             г. Краснодар

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 


8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Упражнения для развития

подвижности губ


1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 

3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 

7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 

8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые: 
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 

Упражнения для губ и щек


1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 

2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 

3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

Упражнения для языка

"Окошко"
Широко открыть рот — "жарко",
закрыть рот — "холодно"

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324323737&photoType=13

"Чистим, зубки"
Улыбнуться, открыть рот,
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"
Улыбнуться,
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя«пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324325017&photoType=13

"Чашечка"
Улыбнуться,
широко открыть рот,
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324324761&photoType=13

"Дудочка"
С напряжением вытянуть вперед губы

 (зубы сомкнуты)

"Заборчик"
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324324249&photoType=13

"Маляр"
Губы в улыбке,
приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324322713&photoType=13

"Грибочек"
Улыбнуться,
поцокать языком, будто едешь на лошадке,
присосать широкий язык к нёбу

 

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324324505&photoType=13

"Киска"
Губы в улыбке, рот открыт,
кончик языка упирается в нижние зубы,
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Мышка"
Губы в улыбке,
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324323225&photoType=13

"Лошадка"
Вытянуть губы, приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"
Губы в улыбке,
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт"
Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюк"
Языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324323993&photoType=13

"Орешки"
Рот закрыт,
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки,
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324321945&photoType=13

"Качели"
Улыбнуться, открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

"Часики"
Улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Лопаточка"
Улыбнуться,
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324322201&photoType=13

"Вкусное варенье"
Улыбнуться, открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Шарик"
Надуть щёки
сдуть щёки

Описание: http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=485324321689&photoType=13

"Гармошка"
Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу),
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"
Улыбнуться,
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"
"Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был

 «острым», как жало

 

«Горка»

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитбол-гимнастика для дошколят

Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...

Артикуляционная гимнастика для дошколят

Данный комплекс включает 16 основных артикуляционных упражнений. Которые могут быть использованы как логопедами, так и воспитателями. Дается образец  и подробная инструкция выполнения....

Артикуляционная гимнастика для дошколят

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции долж...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ВЕСЕЛАЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» (старшая – подготовительная группа)

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ВЕСЕЛАЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»(старшая – подготовительная группа)...

Консультация для родителей на тему" Дыхательная гимнастика для дошколят"

Родителиям даются рекомендации по выполнению дыхательных упражнений с детьми....

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА

КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО РИТМА У РЕБЁНКА? Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки...