Главные вкладки

    Фитбол-гимнастика для дошколят
    методическая разработка по физкультуре по теме

    Филиппова Валентина Анатольевна

     

    Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигательного аппарата. Она дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению и повышению работоспособности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа

    «Фитбол - гимнастика в детском саду»

    Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

    Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т.А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ее не могут заменить программы по лечебной физической культуре, так как они адресованы детям с предпатологией и патологией.

    Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья

    Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):

    • Развитие двигательных качеств;
    • Обучение основным двигательным действиям;
    • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
    • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
    • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
    • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
    • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
    • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
    • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
    • Развитие мелкой моторики и речи;

    Цель программы.

    • Развивать физические качества и укреплять здоровье детей.

    Задачи программы.

    Оздоровительные:

    • 1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
    • 2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
    • 3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.

    Образовательные:

    • 1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

    Воспитательные:

    • 1.Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и игах.

    Программа создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии  силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

    Для организации работы по программе необходимо создать следующие условия:

    • физкультурно-музыкальный зал,
    • приобрести фитбол-мячи индивидуально подобранные для ребенка в зависимости от роста; магнитофон, аудиокассеты и диски.
    • разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
    • составить график занятий и совместной деятельности;

    совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники безоп 

    Содержание программы.

    Занятия с фитболами начинаются со второй младшей группы. С младшего возраста, нужно познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов начинать с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения. Начиная со средней группы, в совместную деятельность вводится бодрящая гимнастика после сна. Она включает пружинистые качания на фитболе, которые улучшают подвижность суставов и повышает эмоциональное состояние ребенка и активирует на дальнейшее сотрудничество с воспитателем. В старшем возрасте фитболы могут участвовать в бодрящей гимнастике после сна и в веселых эстафетах, в совместной деятельности. Применение фитбола проводится в физкультурно-оздоровительном процессе в течение недели в одном мероприятии. Основные формы работы – занятия, совместная деятельность, развлечения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз.

    Продолжительность одного занятия в младшей группе не должна превышать 15 мин, в средней -20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин. Количество занятий одно в неделю. 

    Физкультурные занятия с фитболом  проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

    Содержание занятия

    Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон, диски, кассеты с музыкой.

    Подготовительная часть

            Ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом,  держа мяч за «рожки» на спине и т.д. В исходном положении сидя на мяче можно делать дыхательную гимнастику. А затем выполняют упражнения на мяче в исходном положении - сидя на мяче, выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

    Упражнения:

    • Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.
    • Повороты головой направо - налево. Темп медленный.
    • Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.
    • Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
    • Повороты туловища направо - налево. Темп средний.
    • “Лестница” – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.
    • Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
    • Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
    • Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола
    • Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

    Основная часть

    Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

    Упражнения стоя:

    • Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)
    • Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)
    • “Маятник”. Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх
    • Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно “змейкой”, постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.
    • Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.
    • Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.
    • Катание мяча друг другу.
    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны
    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.
    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые
    • Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше

    Упражнения, сидя на мяче:

    • Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.
    • Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны
    • Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад

    Упражнения, лежа на коврике, на спине:

    • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги.
    • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.
    • Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.
    • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза.

    Упражнения, лежа на коврике, на животе:

    • Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

    Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

    • “Качалочка”. Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени.
    • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.
    • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола.
    • Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.
    • “Самолёт”. Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.

    Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

    • “Звёздочка”. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд .
    • Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.
    • “Мостик” на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

    Заключительная часть

    В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче,  на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей и подвижные игры с фитболом. 

     Программные задачи для каждого занятия практически едины для каждого номера занятия в любом блоке.

    1-е занятие:

    • Познакомить с первыми четырьмя упражнениями  комплекса.
    • Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе, используя метод круговой тренировки.

    2-е занятие:

    • Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса.
    • Разучить  первые четыре упражнения на фитболе .

    3-е занятие:

    • Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений.
    • Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе.

    4-е занятие:

    • Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.
    • Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе. Внедрение фитбол - гимнастики в образовательный процесс ДОУ вписывается довольно легко. Фитбол - гимнастику можно применять и в начальной школе. В результате данной работы повышается уровень физического развития и здоровья.

    Методика проведения.

    Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи.

    В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

    В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

    Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Для уточнения построения используются наглядные пособия в виде схемы или с помощью фотографии. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает  при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

    Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

    Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись,  удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

    Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые  помогают освоить движение на фитболе, отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат», «Паровоз» и  т. д.  Словесное описание используется при обучении детей старшего дошкольного возраста.  

    Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

     С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе, следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.)

    Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.  При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

    Перспективный план обучения упражнениям на фитболе.

    1 год обучения.

    Содержание упражнений 2 младшей группы

    Месяцы

    Основные

    задачи

    Рекомендуемые упражнения

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

    - прокатывания фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;

    - передача фитбола друг другу, броски фитбола;

    - игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Докати мяч»

    Декабрь Январь  

    Февраль

    Обучить правильной посадке на фитболе.

     - сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

    - сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например: а) повороты головы  вправо—влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону; в) поднимание и опускание плеч; г) скольжение руками по поверхности фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

    - игры с фитболом: «Догони мяч»,  «Толкай ладонями», «Толкай развернутой ступней».

    Март Апрель

    Май

    Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях).

    -«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны;

    Бег в рассыпную»по сигналу все разбегаются врассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу;

    Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 — вернуться в и.п.;

    - и.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

    - «Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально;

    -«Шагаем по футболу» и.п.: лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально; Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад;

    - «Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п.;

    - «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же — в положении сидя;

    - и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги — на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

    - «Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот;

    - «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол.

    - «Полет» и.п.: лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

     Организационно-методические указания: структура занятий включает традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног на фитболе. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

    2 год обучения.

    Содержание упражнений средней группы.

    Месяцы

    Основные задачи

    Рекомендуемые упражнения

    Сентябрь

    Октябрь Ноябрь

    Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

    Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

    - «Вертолет» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Такие движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола;

    - и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени;

    - и.п. сидя на фитболе: приставной шаг в сторону;

    Декабрь

    Январь Февраль

    Научить сохранению правильной осанки и тренировка равновесия и координации.

    - Ноги вперед» поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе;

    - поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

    -то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

    - «Наклонись»  наклоняться вперед, ноги врозь;

    - наклониться вперед к выставленной ноге вперед с различными положениями рук;

    Март

    Апрель

    Май

    Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

    - «Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

    - наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

    - сохранить правильную осанку и удержать равновесие в положении руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые движения руками;

    -«Пошагаем»  и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в и.п.;

    - «Пошагаем»и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии;

    -«Выше ноги» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать;

    -«Ноги выше» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;

    - и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

    Махи ногами» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

    - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

    - выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову.

    - «Покачаемся» и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

    -«Покачаемся» и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

    Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.


    3 год обучения.

    Содержание упражнений старшей группы.

    Месяцы

    Основные задачи

    Рекомендуемые упражнения

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

     Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

    -«Ноги выше» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать;

    - и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;

    - и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

    - и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

    - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

    Декабрь

    Январь

    Февраль

                                             Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

    - «Покачиваемся» и.п: стоя в упоре на одном колене боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней. Выполнять медленные пружинистые покачивания;

    -  то же упражнение выполнять, сгибая руки;

    -  и.п: стоя на одном колене спиной к фитболу, другое колено — на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

    - «Перекат» и.п: то же. При «накате» на фитбол правую руку поднять вверх;

    -  и.п: то же. Выполнять одновременно обе руки.

    Март

    Апрель

    Май

    Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе

    - «Качаемся»и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

    -    и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

    Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать соревнования.

    4 год обучения.

    Содержание упражнений подготовительной группы.

    Месяцы

    Основные задачи

    Рекомендуемые упражнения

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

    -«Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

    - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

    -упражнения ранее разученные.

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Совершенствовать технику выполнения упражнений с фитболом.

    - «Прокати»    и.п.: в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди;

    -   то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;

    -  и.п.: стоя на коленях лицом к фитболу. Перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута;

    -  аналогичное упражнение с опорой на фитбол коленом согнутой ноги, другая нога выпрямлена вверх;

    Поворот»и.п.: лежа на животе на фитболе.  Перевернуться на спину;

    - «Прокатись» и.п.: стоя правым боком к фитболу. Шаг правой ногой через фитбол, прокат на фитболе; затем приставить левую ногу, встать левым боком к фитболу;

    Март

    Апрель

    Май

    Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях.

    «Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе. Небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе;

    - «Повороты»и.п.: лежа на животе на фитболе, в упоре на полу. Повороты в стороны; точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол;

    -то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;

    - «Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в и.п.;

    -и.п.: то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

    Организационно-методические указания: при самостоятельном  выполнении упражнений на фитболе детьми необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать соревнования.

    Критерии отслеживания результативности освоения программы:

    Уровни освоения программы 2 младшая группа.

    Высокий уровень. 

    Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх.

    Средний уровень.

     Самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Реагирует на сигналы. Не всегда уверенно выполняет роль ведущего в подвижных играх.

    Низкий уровень.

    Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный темп выполнения.

    Уровни освоения программы в средней группе.

    Высокий уровень. 

    Проявляет интерес к новым упражнениям. Может контролировать действия других. Сохраняется длительное устойчивое равновесие. Следит за осанкой.

    Средний уровень.

    Самостоятельно правильно выполняет упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора. Активно осваивает новые упражнения. Соблюдает правила игры. Равновесие на фитболе сохранятся.

    Недостаточно контролирует осанку при выполнении упражнений.

    Низкий уровень.

    Допускает ошибки при выполнении упражнений на фитболе.  Плохо сохраняет равновесие на фитболе. Выполняет упражнения по показу инструктора. Не контролирует осанку. Нарушает правила в подвижных играх на фитболе.

    Критерии освоения программы в старшей группе.

    Высокий уровень.

    Уверенно , с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Владеет самооценкой и контролирует других детей.

    Средний уровень.

    Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. . Недостаточно владеет самооценкой и контролем за другими детьми.

    Низкий уровень.

    Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.

    Уровни освоения программы в подготовительной группе.

    Высокий уровень. 

    Равновесие устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно. Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности. Самостоятельно организовывает игры.

    Средний уровень.

     Равновесие сохраняет. Упражнения выполняет, проявляет интерес к новым упражнениям. Наблюдаются элементы творчества.

    Низкий уровень.

    Допускает ошибки в основных элементах упражнений. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения.

    Заключение.

    Программа предлагает оздоровительную работу с дошкольниками посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.


    Примерные дыхательные упражнения

    • Дышите тихо, спокойно и плавно

    И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

    • Подышите одной ноздрёй

    И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

    • “Воздушный шар”

    И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

    • “Воздушный шар” в грудной клетке

    И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

    • “Воздушный шар” поднимается вверх

    И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

    • “Ветер”

    И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

    • “Радуга, обними меня”

    И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

    • “Дышим тихо, спокойно и плавно”. Повторить 3-5 раз упражнение

    Подвижные игры с фитболом.

    • “Паровозик”

    Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он “везёт” ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками.

    • “Гусеница”

    Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно.

    • “Быстрый и ловкий”

    Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).



    Предварительный просмотр:

    Методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий с элементами фитбол-гимнастики

    (для детей трех-четырех лет)

     

    Трехлетний возраст ребенка (так называемый период округления, когда снижаются темпы роста тела – стабильные росто-весовые показатели -  и происходит интенсивное развитие психики) – это благоприятное время для формирования его физических качеств и выработки двигательных навыков.

        Учитывая морфологические и психо-физические особенности младшего дошкольного возраста, задачи по выработке двигательных навыков можно сформулировать  следующим образом: научить детей ходить в разных направлениях разными способами (на носках, пятках); бегать в указанном направлении и останавливаться по команде; прыгать с одной ноги на другую и с двух на две в разных направлениях, спрыгивать с предметов высотой 15-20 см, выпрыгивать из положения упор-присев-вытянувшись вверх; ползать на животе и спине; перекатываться в указанном направлении, кувыркаться через голову с помощью взрослого; перелезать через лежащие предметы высотой 30 см; собирать предметы и класть их в определенное место, катать мяч большого диаметра (45 см) в разных направлениях, бросать мяч об пол и ловить его после отскока, ловить мяч из рук взрослого, бросать мяч снизу вверх, через голову назад, метать маленький мяч (10 см) правой и левой рукой из-за головы; выполнять различные упражнения фитбол-гимнастики (в положении сидя на мяче, передвигаясь шагами с мячом в руках, в положении лёжа на мяче лицом вниз с опорой на руки и (или) на ноги, в положении лёжа или сидя на полу).

                        Что  касается развития физических качеств детей, то особое внимание следует уделить координации движений(упражнения на равновесие, движение в различных направлениях), общей выносливости (умение выдерживать всё занятие без фаз пассивного отдыха) и гибкой силы (фиксирование движения с большой амплитудой).

                        В какой форме лучше построить занятие с малышами? Конечно же в игровой, так как в младшем дошкольном возрасте ребенок сосредоточен только до тех пор, пока не угаснет интерес (хотя в этом возрасте активно идет процесс совершенствования внимания); в процессе игры он достаточно долго может оставаться внимательным. Чтобы избежать эмоционального утомления, а дети гораздо быстрее устают психически, чем физически, следует чередовать разные виды деятельности, периоды интенсивной работы с активным отдыхом. Количество повторений одного упражнения не должно превышать 3-х – 4-х раз. Примерно половину занятия целесообразно проводить под негромкую специально подобранную музыку, используя различное травмобезопасное оборудование.

                          Обычно для побуждения детей к выполнению заданий действуют по принципу «делай, как я» или «делай, как какой-то зверек, птица, растение, сказочный персонаж». Можно использовать соревновательный метод: «кто выше, дальше прыгнет?», «кто быстрее встанет?», «кто раньше спрячется?» и т.д.

                          Учитывая качественные изменения поведения ребенка к 3-м годам, его стремление к самостоятельности, иногда даже проявление строптивости и самолюбия («кризис трех лет»), каждому малышу лучше индивидуально выдать то или иное оборудование. Наряду с этим постепенно, без принуждения необходимо приучать детей к коллективным видам спортивной деятельности: построению в хоровод или колонну («паровозик» и его передвижение), игре одним мячом на всех с участием педагога, поочередному выполнению упражнений на «полосе препятствий». Такие согласованные действия учат дошкольников ровным взаимоотношениям с ровесниками, терпению, концентрации внимания.

    Какое оборудование необходимо для таких занятий?

    1. Мячи (диаметр 45 см) для фитбол-гимнастики.
    2. Мячи с ручками (хопы) для прыжков
    3. мягкое модульное оборудование (параллелепипеды разного размера и цвета, тоннель).
    4. Гимнастический мат.
    5. Гимнастические палки.
    6. Резиновые амортизаторы (трубчатые).
    7. Маленькие резиновые мячи для метания.
    8. Маленькие массажные мячи (6 см)  
    9. Большой мяч (65 см) для фитбол-гимнастики.

    Для педагогов, начинающих работу с дошкольниками можно предложить следующий примерный план проведения физкультурно-оздоровительного занятия.  

    1. Приветствие, распределение детей по залу. Повороты вокруг себя вправо и влево с вытянутыми в стороны руками –  «Вертолет».
    2. Зарядка-разминка. Педагог с выражением читает стихотворение, сопровождая его соответствующими упражнениями, предлагая малышам повторять за ним слова и действия.
    3. Комплекс упражнений под музыку с мячами-фитболами или хопами. Положение сидя на мяче и разные движения в данном положении похожи на верховую езду, что удобно использовать в обыгрывании этих упражнений. Комплекс заканчивается бросками мячей преподавателю заданным способом.
    4. Полоса препятствий. Дети по указанию педагога строят из мягких модулей, резиновых амортизаторов и пр. череду «кочек», «поваленных деревьев», «гнезд», ставят тоннель, выстраиваются друг за другом и по очереди преодолевают препятствия. Разборку полосы препятствий можно завершить строительством домика из модулей.
    5. Заминка. Упражнения лёжа на полу или комплекс упражнений с массажными мячиками под медленную спокойную музыку.
    6. Дыхательные упражнения. Резкий вдох носом и долгий выдох ртом с имитацией гудка поезда, парохода, шипения змеи и пр.

    Одновременно с решением вышеуказанных задач в течение занятия происходит знакомство малышей с рядом абстрактных понятий. Речь идет о таких понятиях как цвет, форма, размер, выше – ниже, вперед – назад – в сторону, громче – тише, дальше – ближе и т.д., причем делается это на конкретных, понятных малышам примерах.

       



    Предварительный просмотр:

    Мой весёлый, звонкий мяч:.

    Перед занятием ребята ходят по корригирующим дорожкам.

    Подготовительная часть.

    Ритмический танец "Танец утят (французская народная песня.

    Движения выполняется сидя на фитболе.

    На короткий припев: ходить полным приседом вокруг мяча, в одну и другую сторону.

    На длинный прокатывание мячей по диагонали, либо "змейкой" по залу.

    "Танец сидя на мячах."

    Танец - игра исполняется под музыку любой польки. С каждым разом темп исполнения убыстряется.

    Описание.

    •  1 -2 - хлопки ладошками по коленям.

    3 -4 - хлопки в ладоши перед собой.

    5 -6 - "ножницы" (скрестные движения руками) справа.

    7- 8 - "ножницы" слева.

    •  1 -2 - хлопки в ладоши перед собой.

    3- 4 - хлопки в ладоши за спиной.

    5 -6 - руки вверх над головой, наклон вправо - хлопок.

    7 -8 - наклон влево - хлопок.

    •  1 -2 - хлопок под правой ногой.

    3 -4 - хлопок под правой ногой.

    5 -6 - все встали.

    7 -8 все сели.

    Игра повторяется несколько раз.

    Игра: Что ты придумал? - творческая.

    Под музыку дети легко бегают, при остановке музыки придумывают упражнение с использованием мяча, из разнообразных исходных положений.

    Основная часть.

    Сказка. Теремок.

    Вдалеке, в лесу за ёлкой

    На зелёненьком пригорке

    Стоит красивый теремок.

    Упражнение: Теремок.

    Сидя на мяче, ноги вместе, руки подняты над головой. Пальцы рук чуть касаются.

    Стоит в поле теремок,

    Он ни низок, ни высок.

    Характерные движения руками - помешивание каши в котелке.

    Кто - кто в теремочке живёт?

    Кто - кто в невысоком живее?

    В теремке живут зверушки,

    Варят кашу, варят щи,

    Вот какие молодцы:.

    Упражнение Мышка.

    Лёжа на мяче на животе, руками опираясь в пол, ноги согнуты в коленях.

    Вот по полю мышка бежит, мышка - норушка, мышка - побегушка.

    Увидала теремок, хочет к терему пройти, да вот мостик на пути.

    Мостик сломанный лежит,

    Надо мостик починить.

    Мостик.

    И.П. (сломанный мостик) - сидя на полу упор сзади на ладони, ступни лежат на фитболе.

    Выполнение (отремонтировали) - поднять таз, упираясь ладонями в пол и ступнями на мяч.

    Пришла мышка - норушка к теремку.

    А за нею по дорожке, друг за дружкой

    Скачут заяц и лягушка, к теремку они спешат.

    Появился первый зайка.

    А за ним на порог и лягушка прыг - да скок.

    Прыг да скок, прыг да скок, нас пустите на порог.

    Упражнение Зайчик.

    Прыжки из полного приседа, с постукиванием по мячу.

    Лягушка.

    Лёжа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми ногами, руки на полу.

    Стали они жить вместе.

     

    Вот красавица лиса, у ней шуба хороша,

    К теремочку подкралась,

    на крылечко взобралась.

    Высоко залезла, ловко.

    Ну и хитрая плутовка.

    Лиса.

    Лёжа правым (левым) боком на мяче, упор ладонями в пол. Выполнение: держать прямые ноги на весу.

    Волк подкрался незаметно.

    Прыгнул в теремок он метко.

    Волк.

    Балансирование на фитболе с характерными движениями рук.

    Вот медведь к нам идёт,

    Нас играть с собой зовёт.

    Медведь.

    Ходьба зажав мяч между ногами, на внешнем своде стопы. Руки полукругом, перед собой.

    Мишка, Мишенька, дружок,

    В теремок ты не ходи,

    Домик наш ты не дави.

    Живут весело зверюшки -

    Заяц, мышка, волк, лиса- вот какие чудеса!

    Игра: День - ночь.

    Заключительная часть.

    Восточная гимнастика ( для рук).

    Релаксационно-танцевальный комплекс.

    •  Педагог читает текст. Дети сидят на мячах.

    В сказочном дворце,

    На высоком крыльце

    Звучит грозный указ,

    Добрым молодцам наказ:

    "Кто сумеет станцевать

    Так, как гусли нам велят,

    Тот и будет помогать

    Нашим царством управлять.

    Гусли, гусли - самогуды

    Распевают песни всюду.

    Раз готовы вы, друзья,

    Танцевать нам всем пора.

    •  Звучит ритмичная музыка. Педагог читает текст. Дети сидят на мячах, "танцуют" мышцы плеч и рук.

    Вот и музыка звучит.

    А народ всё ждёт, стоит,

    Ой, пустились плечи в пляс.

    Веселей, ещё хоть раз!

    Пальцы, локти скачут вместе,

    А народ стоит на месте.

    Пляска стала затихать,

    Тише музыка играть.

    •  Меняется ритм музыки, "танцуют" мышцы ног.

    Ноги стали просыпаться,

    Просыпаться, подниматься!

    Пятки, пальцы и колени

    Заплясали, как хотели.

    Как им весело плясать!

    Только стали уставать.

    •  Меняется ритм музыки, "танцуют" мышцы живота.

    Рад живот поупражняться,

    Научился напрягаться.

    Вдох и выдох, покрутись.

    Лежебока, эй, проснись!

    •  Меняется ритм музыки, "танцуют" мышцы плеч.

    Вот поднялись наши плечи.

    Выше, выше, резче, резче.

    Стали плечи затихать,

    Затихать и засыпать.

    •  Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм, "танцуют" мышцы лица.

    Щёки, носик, в пляс пошли.

    Брови нежно подними,

    Губы вытянулись в трубку,

    Потанцуй ещё минутку.

    •  Педагог выбирает ребёнка, который старался, был внимательным. Ребёнок показывает любые движения для всего тела.

    Вновь народ стоит и ждёт:

    Что нам музыка споёт?

    Ты, помощник, выходи,

    Общий танец закажи

    Звучит ритмичная музыка, все танцуют, выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само тело.

    •  Звучит спокойная музыка, дети, не сходя с места, плавно двигаются под неё. После этого дети лежат на мяче, расслаблено.

    А теперь все отдыхаем,

    Отдыхаем и мечтаем

    О волшебных берегах,

    О невиданных краях.

    Звучит спокойная музыка с природными звуками.  

    Библиография

    •  Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.:Т.Ц. Сфера, 2003. - 88с.

    •  Дошкольное воспитание. Журнал N6 - 20007.

    •  Шефер - Гапп Л., Алльгайер Д., Валин С.

    Правильная осанка просто и весело. Пер. с нем. - СПб.:ИД "Весь",

    2003. - 128с., ил. (Серия "Библиотека доктора Норбекова").

    •  Ермакова И.А.

    Мой весёлый звонкий мяч: Упражнения с мячом для самых маленьких. - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2006. - 32 с.:ил. - (Серия "готовимся к школе").

    •  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А.

    Гимнастические мячи в психомоторной коррекции дошкольников с речевыми нарушениями. (методические рекомендации) часть II . Санкт - Петербург 2001. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина.

    •  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А.

    Ритмика и подвижные игры с мячами в логопедическом детском саду. (методические рекомендации) часть III . Санкт - Петербург 2001. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина.

    •  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - Спб.: Издательство "Речь", 2002.176с.

    •  Управление ДОУ Журнал N1 - 2004г. С.79

    •  Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.

    •  "СА - ФИ - ДАНСЕ". Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно - методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 352с., ил. 2006

    •  Чистякова М.И. Психогимнастика (под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128.

    •   

    •  Медико - педагогический контроль за физическим развитием детей в детском саду. Составитель М.Ф.Мангушева, Глазов 1996г.

    •  Е.А.Синкевич, Т.В.Большева Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. - СПб.: "Детство - пресс", 2003. - 48с. (Серия "библиотека программы "Детство").



    Предварительный просмотр:

    Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет 10% от общего количества (Горькова Л. Г., Обухова Л. А., 2005). В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.

    Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):

    • Развитие двигательных качеств;
    • Обучение основным двигательным действиям;
    • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
    • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
    • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
    • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
    • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
    • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
    • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
    • Развитие мелкой моторики и речи;
    • Адаптация организма к физической нагрузке.

    Занятия фитбол-гимнастикой должны проходить не менее двух раз в неделю по 30 минут. Группы подбираться с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

    Начинать лучше с веселой и задорной игры. Это сразу поднимает настроение у малышей и настраивает их на веселое занятие. Начинается разминка с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”). Все движения выполняются по тексту песен, только сидя на мяче. Далее занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может меняться. В начале, лучше использовать мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в работу. Если ребёнок пришел в первый раз, то надо дать ему время привыкнуть к мячу, помочь правильно принять нужное положение для выполнения упражнений.

    Содержание занятия (30 минут)

    Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон, диски, кассеты с музыкой.

    Подготовительная часть (10 минут)

    Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

    Упражнения:

    • Игра под музыку (“Аэробика для малышей”).
    • Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.
    • Повороты головой направо-налево. Темп медленный.
    • Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.
    • Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
    • Повороты туловища направо-налево. Темп средний.
    • “Лестница” – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.
    • Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
    • Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
    • Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола
    • Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

    Основная часть (15 минут)

    Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

    Упражнения стоя:

    • Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз) .
    • Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)
    • “Маятник”. Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх
    • Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно “змейкой”, постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.
    • Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.
    • Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.
    • Катание мяча друг другу.
    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны
    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.
    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые
    • Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше

    Упражнения, сидя на мяче:

    • Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.
    • Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны
    • Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад

    Упражнения, лежа на коврике, на спине:

    • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги
    • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.
    • Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.
    • Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза

    Упражнения, лежа на коврике, на животе:

    • Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

    Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

    • “Качалочка”. Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени
    • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.
    • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола
    • Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.
    • “Самолёт”. Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд .

    Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

    • “Звёздочка”. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд
    • Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.
    • “Мостик” на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

     Заключительная часть (5 минут)

    В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

     Примерные дыхательные упражнения (Казьмин В. Д., 2000)

    • Дышите тихо, спокойно и плавно

    И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

    • Подышите одной ноздрёй

    И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

    • “Воздушный шар”

    И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

    • “Воздушный шар” в грудной клетке

    И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

    • “Воздушный шар” поднимается вверх

    И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

    • “Ветер”

    И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

    • “Радуга, обними меня”

    И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

    • Повторить 3-5 раз упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”.

     Подвижные игры с фитболом.

    • “Паровозик”

    Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он “везёт” ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками

    • “Гусеница”

    Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно

    • “Быстрый и ловкий”

    Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

    Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов.

     Заключение

    Не все упражнения и игры, приведенные выше, могут быть использованы во время одного занятия. Лучше делать тренировки разнообразными, включая в них то одни, то другие упражнения. Начинать следует с более простых упражнений и постепенно переходить к более сложным. Занятие может быть направленно на развитие одного или нескольких качеств.

    Важно следить за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения травматизма.

    В занятия можно включать дополнительные пособия, такие как гантели мячи, гимнастические палки, что также разнообразит занятие и помогает решать дополнительные задачи. Важно следить за нагрузкой постепенно увеличивая её и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Для самых маленьких ребят занятия можно проводить с участием родителей, которым будет интересно провести время с ребёнком, посмотреть чему он научился и помочь ему в выполнении сложных упражнений. Побывав на тренировках, родители смогут помочь детям продолжать заниматься в домашних условиях. И самое главное это положительные эмоции, радость и удовольствие от занятий фитбол-гимнастикой.



    Предварительный просмотр:

    Фитбол

    Цель: Укрепление мышечного корсета, повышение  двигательной активности, воспитанию и закреплению правильной осанки.

    Задачи: Овладение навыком "мягкого" бега.

                Укрепление силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса

                Сохранению правильной осанки при  уменьшении площади опоры (тренировка и координации).

                 Обучение упражнению на сохранение равновесия в различных  положениях на фитболе.

     Оборудование:  Фитболы, мячи, мешочки с песком, коврики, магнитофон.

    Ход урока.

    Водная часть:

      1. Построение в шеренгу по одному.  Ходьба с мешочком с песком на голове. Ходьба боком, ходьба в перед - назад. Мягкий бег. 5 мин. Исправление ошибок в осанке.

      2. ИП - стоя спиной к гимнастической стенки. Проверка осанки у вертикальной стойки. 1 мин.

    Основная часть:

      1. ИП - стоя около фитбола. Присед с опорой руками на фитбол, (спина  прямая, колени в стороны).

      2. ИП - положения седа на пятках, руке в упоре на фитбол (а); Откатить фитбол руками вперёд,  вытянуть позвоночник (б).

      3.  ИП - сидя на фитболе переход в положение стоя с опорой о фитбол. (В одну и другую сторону).

      4. ИП - стоя на левой ноге, правая на фитболе, переход в положение сидя на фитболе с последующей стойкой у фитбола.

      5. ИП - сидя на фитболе. Наклоны в стороны с разным положением рук.

      6. ИП - сидя на полу. Фидбол между согнутых ног, откатить руками фитбол вперёд, ноги выпрямить.

      7. ИП - лёжа на спине на полу. Прямые ноги на фитболе, подкатить стопами фитбол к ягодицам и приподнять таз.

      8. ИП - то же. Ноги на фитболе, приподнять таз (держать 10 сек).

      9. ИП - то же. Ноги на фитболе, приподнять таз, с поочерёдным махом левой и правой ноги вверх.

      10. ИП - то же. Ноги согнуты в коленных суставах, стопы на фитболе, - обхватить фитбол стопами и приподнять вверх.

     

    11.  ИП - лёжа на спине в упоре руками сзади. Фитбол между ногами, скользя левой ногой по фитболу, перенести её вправо и наоборот.

      12. ИП - Лёжа на животе на фитболе. Руке в упоре на полу - поочерёдное поднимание прямых ног.

      13. ИП - Упор стоя на коленях, руки на фитболе. Переход в положение лежа на фитболе с упором руками на полу. 

      14. ИП - Лежа на фитболе на животе. Переход, прокатываясь по фитболу. в упор руками на полу, ноги, согнутые в коленях, на фитболе.

      15.  ИП - то же.  Руки в упоре на полу, сгибание разгибание рук.

      16. ИП - Лежа на фитболе на спине. Опустите голову и руки - упражнение на расслабление.

      17. Упор руками сзади на фитболе, не касаясь ягодицами, ноги на полу.

      18. Упражнение в расслаблении, сидя на полу, фитбол сбоку.

      19. Упражнение в балансировке фитбола на спине.

      20. Балансировка на фитболе. (Добавляем новый вид - стоя на коленях на фитболе, руки в стороны). 

     Заключительная часть:

      1. Перестроение в шеренгу по одному, затем в колонну по двое.

      2. Игра - передача мяча в колоннах руками из-за головы, затем руками между ног на ширине плеч. 5 мин.

      3. Проверка осанки у гимнастической стенки. Подведение итогов занятия:

       - Беседа о самочувствии;

       - Чему новому научились?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспекты занятий по фитбол-гимнастике для детей старшей, подготовительной группы.

    занятия расчитаны на детей старших и подготовительных групп детского сада....

    статья по физическому воспитанию: "Фитбол-гимнастика как средство развития ловкости.

    Статья "Фитбол-гимнастика как средство развитие ловкости". Пустовалова А.Г руководитель по физическому воспитанию МДОУ д.с.№15 "Ёлочка"г. Петрозаводск...

    Презентация "Фитбол-гимнастика в ДОУ"

    Презентация "Фитбол-гимнастика в ДОУ"...

    "Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"

    Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...

    ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ВЕСЕЛАЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» (старшая – подготовительная группа)

    ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ВЕСЕЛАЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»(старшая – подготовительная группа)...

    Проект по фитбол - гимнастике "Веселый фитбол"

    Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии  силы мышц, поддерживающих правильную ...


     

    Комментарии

    Березняк Людмила Николаевна

    Валентина Анатольевна, СПАСИБО СПАСИБО