Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения».
консультация по логопедии на тему
Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 264 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Упражнение «Улыбочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
2. Упражнение «Дудочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
3. Упражнение «Хоботок» (статическое). Цель. Развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с. | |
4. Упражнение «Лопаточка» (статическое). Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка. | |
5. Упражнение «Иголочка» (статическое). Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое). Цель. Развивать подвижность мышцы спинки языка. Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
7. Упражнение «Желобок» (статическое). Цель: выр-ть плавную длит., воздуш. струю идущую по середине яз. Улыбнуться, положить широкий, передний край яз. На ниж.губу и длительно произносить зв.Ф, сдуть ватку с ладони.. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с. | |
8. Упражнение «Парус» (статическое). Цель. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза. | |
9. Упражнение «Чашечка» (статическое). Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза. | |
10. Упражнение «Заборчик» (статическое). Цель. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. | |
11.Упражнение «Утиный клювик» (динамическое). Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения. | |
\ | 12. «Гармошка» Цель. Растягивать подъязычную связку языка. Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, открывать и закрывать рот. |
13. Упражнение «Лошадка» (динамическое). Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз. | |
14. Упражнение «Грибок» (динамическое). Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз. | |
15. Упражнение «Маляр» (динамическое). Цель. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз | |
16. Упражнение «Дятел» (динамическое). Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
17. Упражнение «Утюжок» (динамическое). Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз. | |
18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое). Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза. | |
19. Упражнение «Покусывание кончика языка» (динамическое). Цель. Активизировать мышцы кончика языка. Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз. | |
20. Упражнение «Качели» (динамическое). Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз. | |
21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое). Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять. | |
22. Упражнение «Часики» (динамическое). Цель. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с. | |
23. Упражнение «Мясорубка» (динамическое). Цель. Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза. | |
24. Упражнение «Прятки» (динамическое). Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз. | |
25. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое). Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз. | |
26. Упражнение «Змейка» (динамическое). Цель. Развивать боковые мышцы языка. Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз. | |
27. Упражнение «Блинчик – трубочка». улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу – свернуть язык трубочкой. Чередовать эти движения. | |
28.«Молоточек». Цель. Вырабатывать подвижность кончика языка. Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами.. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
29.“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. | |
30.«Фокус» Цель: Выраб-ть подъем яз.вверх, умение придавать ему форму чашечки и направлять широк.воздуш.струю посередине яз. Улыбнуться, приоткрыть рот, выполнять упраж. ЧАШЕЧКА и сдуть комочек ваты с кончика носа. | |
31.«Индюк» Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад при этом произносить бл – бл. | |
32.«Пылесос». Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р. | |
33.Упражнение «Ветерок» - сдувать ватку с ладошки со звуком «Д» сильной воздушной струёй. | |
34.Упражнение «Сдуй грибок» Выполняется в 3 приема: | |
35. «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней стороны и внешней (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Для правильного произношения звуков родного языка необходимо выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата. В этом могут помочь упражнения артикуляционной ...

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

Памятка для родителей. Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Данная памятка познакомит родителей с правилами выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях....
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Памятка для родителей - описание упражнений артикуляционной гимнастики для выполнения дома!...

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика", "Упражнения для развития речи ребенка"
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика", "Упражнения для развития речи ребенка"...

