Речевое дыхание
консультация по логопедии на тему

Ольга Владимировна Кулакова

Речевое дыхание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_dyhanie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика.

Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер в отношении позвоночника грудная клетка приподнята (ребра не могут опускаться) и при вдохе почти не расширяется- действует только диафрагмальное дыхание. Но с дальнейшим развитием малыша ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания, сочетающегося с диафрагмальным. С развитием плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим.

Дыхание дошкольника в значительной степени поверхностно, т.к. ребра меньше наклонены, чем у взрослого. С 7 лет у мальчиков снова развивается диафрагмальное дыхание, у девочек остается без изменения.

Дыхание из очень частого постепенно переходит к более редкому. С 8 лет девочки дышат несколько чаще мальчиков. У детей от 2 недель до 6 месяцев число вдохов и выдохов в минуту 25-30; от 10 до 15 лет- 18-22; у взрослых- 15-16.

Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что в свою очередь ведет к искажению звуков.

Из-за легкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребенка, недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры еще более учащают пульс дыхания, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенства речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе. Полное урегулирование дыхания достигается лишь к 15-18 годам.

 

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников.

 

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Дошкольник выдыхает весь запас воздуха уже на первом слове (слоге), затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
  3. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

 

Примечание. Диафрагма (диа - + греч. phragma перегородка)- мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи. 

 

Формирование речевого дыхания.

 

Задачи:

-расширение объема дыхательного аппарата;

-формирование диафрагмального дыхания (грудо-брюшного);

-координация выдоха и начала речи.

Работа над дыханием является «ювелирной».

 

Комплекс дыхательных упражнений, направленных на постановку диафрагмального дыхания.

  1. И.п.- лежа, т.к. в этом положении непроизвольно включается диафрагмальный тип дыхания. Прием: положить игрушку (книжку) на живот.
  2. На вдохе руки разводим в стороны, на выдохе обнимаем себя руками. На выдох накладываем произношение звука - это дает слуховой контроль. Берем звук, который можно тянуть (ш,м…)
  3. «Жук жужжит». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я– жук, я– жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами.)

         Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. (Руки рупором, произносить звуки на выдохе.)

     4.  «Насос». Взять в руки палочку или свернутую газету, думая, что это          

насос для накачивания шины автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тянуть его, разгибаясь, и не разгибаться до конца. Шину нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторять вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Выдох произвольный.

Накачаем шину,

Шину у машины.

Чу-чу-чу,         

Всех до дачи докачу. 

  1. «Паровоз гудит».

Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить «у-у-у».

Мчится поезд во весь дух. (Круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками.)

Чух-чух! Чух-чух!

Паровоз гудит: (Остановиться.)

У-у-у-у-у-у-у. (Погудеть.)

 

Это простые способы постановки речевого дыхания. Посложнее способ- гимнастика по Стрельниковой (когда-то создавалась для певцов.)  

 

 

 

Дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой

(адаптированные для детей дошкольного возраста).

 

1.     «Малый маятник». Стоя, руки опустить, кивать головой вперед- назад, вдох- вдох. Движения и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие. Выдох произвольный.

Тик- так, тик- так

Я умею делать так:

Вперед - тик,

Назад - так.

Тик- так, тик- так.

2.     «Постучи молотком». Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон- вдох. Выдох произвольный.

А ну-ка веселее

Ударим молотком.
       Покрепче, поровнее

Мы гвоздики забьем:

«Тук-тук, тук-тук».

3.     «Кошка». Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения - чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносится то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева в темпе шагов. Выдох произвольный.

Топ-топ-топ

Вот крадется черный кот.

4.     «Насос». (См. выше).

 

 

Игровой материал по развитию дыхания у детей

 

ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА

 

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов.

            В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

            В первые месяцы обучения взрослый является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно.

            Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия. В предложенном ниже комплексе упражнений были использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В. В. Васильевой, Ю. С. Василенко, В. П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М. Ф. Фомичева, Е. С. Алмазова, В. И. Рождественская, В. И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н. В. Новоторцева, Н. А. Маранова).

 

Формирование диафрагмального дыхания.

Упражнение № 1. «Надуй шарик».

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

                        Вот мы шарик надуваем,

                        А рукою проверяем.

                        Шарик лопнул - выдыхаем,

                        Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия.

 

Упражнение № 2. «Часики».

Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох. Вернуться в  исходное положение – полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

                       

                        Тик-так, тик-так,

                        Ходят часики вот так:

                        Наклон влево, наклон вправо,

                        Наклон влево, наклон вправо.

 

Упражнение № 3. «Наклоны».

Стоять, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед- вверх-глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед-полный выдох (живот втягивается).

                        Долго дятел дуб долбит. (Руки вперед-вверх.)

                        Клювом дятел дуб долбит. (Руки вниз-назад.)

                        Тук, тук, тук, тук, (Руки вперед-вверх.)

                        Пауков найдет он тут. (Руки вниз-назад.)

 

Развитие силы диафрагмального дыхания. Закрепление диафрагмального типа дыхания.

 

Упражнение № 4. «Деревце качается».

Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.

                        Ветер дует нам в лицо,

                        (Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)

                        Закачалось деревцо.

                        (Наклоны туловища вправо, влево.)

                        Ветер тише, тише, тише,

                        (Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)

                        Деревцо все выше, выше.

                        (Потянуться, руки вверх.)

 

Упражнение № 5. «Пила».

Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя - вдох, руки от себя с замедлением движения - выдох.

                        Пила, пила,

                        Пили живей,

                        Мы домик строим

                        Для зверей.

 

Упражнение № 6. «Перекаты».

Стоя, держать руки на поясе, подниматься на носки – вдох, опускаться на пятки – выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.

                        Ты носочки поднимай,

                        Ты носочки опускай.

                        Чики – чики - чикалочки!

                        Едет гусь на палочке,

                        Уточка - на дудочке,

                        Петушок - на будочке,

                        Зайчик - на тачке,

                        Мальчик - на собачке.

 

Упражнение № 7. «Хлопки».

Стоя, опустить руки вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.

                        С барабаном ходит ежик,

                        Целый день играет ежик.

                        С барабаном за плечами,

                        Ежик в сад забрел случайно.

 

Упражнение № 8. «Стирка».

Стоя, опустить руки вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями – выдох.

                        Маму я свою люблю,

                        Я всегда ей помогу.

                        Я стираю, полоскаю,

                        С ручек воду отряхаю.

 

Упражнение № 9. «Снежинки».

Стоя, держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.

                        С неба падают зимою

                        И кружатся над землею

                        Легкие пушинки,

                        Белые снежинки.

 

 

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

 

  1. Сдувание снежинок, бумажек, пушинок со стола, с руки.
  2. Дуть на легкие предметы (шарики, карандаши и т.п.) и катать их по столу, загонять воздушной струей шарик  в ворота; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, флажки, бумажные фигурки (но чтобы они двигались, не падая), всякие вертушки, крылья мельницы, ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков; дуть двумя группами с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф.
  3. Игры на детских духовых музыкальных инструментах - индивидуальных дудочках, трубах, губных гармошках по гигиеническим соображениям проводятся дома.
  4. Надувание резиновых детских игрушек. Особенно полезна игра в мыльные пузыри: она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха (игра проводится дома).
  5. Поддувание вверх пушинки, ватки, бумажки, мыльных пузырей.
  6. Использование компьютерных технологий. (Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь»).

  

Индивидуальные игры чередуются с групповыми (дуют то по одному, то группой). Перед некоторыми играми ставится определенная задача. Например, дуют только на домашних «птиц и животных», загоняют их таким образом в сарай. Такая целеустремленная игра делает игру осмысленной, более интересной и познавательной, уточняет развиваемую функцию дыхания.

 

Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: ВДОХ СОВПАДАЕТ С РАСШИРЕНИЕМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ, ВЫДОХ- С СУЖЕНИЕМ ЕЕ. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.

 

Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет слов без передышки»?

 

Воспитатель приучает детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого он, беседуя или рассказывая, читая сказку, стишок, говорит короткими фразами, вдыхая перед каждой из них. Ребенок через рефлекс подражания усвоит эту манеру говорить.

 

В младшей группе дети приучаются говорить на одном выдохе короткими фразами от 2 до 5 слов, в средней и старшей группах фразы несколько удлиняются.

 

Развитию дыхания очень помогает пение с соответствующими тексту движениями. Не менее полезно читать в старшей группе стишки под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...