Развиваем речь малышей
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

Алена Валерьевна Чегодаева

Консультации, которые можно оформить в папки-передвижки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА30.5 КБ
Microsoft Office document icon СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее пониматьповышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

         Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?

Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры  - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.  

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.



Предварительный просмотр:

Почему дети плохо говорят?

Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с дефектами речи резко увеличилось. Так с чем же связано, что дети стали хуже говорить?

Причин великое множество: это и экология, которая с годами лучше не становится, это и осложнения во время беременности, так как кора головного мозга формируется в первом триместре, проблемы в родах, послеродовом периоде. Но мы будем говорить только о том, что зависит от нас, родителей. Как помочь ребенку говорить правильно?

Часто от родителей, которые устраивают малыша в детский сад (а это 2-3 года), можно услышать: «У нас все хорошо, вот только мы не разговариваем, ну ничего, научимся!» Эта фраза вызывает у специалистов недоумение. Потому что развитие речи зависит от многих факторов. Это и развитие органов чувств: зрения, слуха;

  • и зрелость коры головного мозга;
  • и психофизическое здоровье: состояние памяти, внимания, мышления;
  • речевая среда: разговаривают ли с ребенком, занимаются ли с ним.

Не буду говорить о серьезных проблемах, таких как родовые травмы, ДЦП. Я говорю о случаях, когда родители видят проблему (ребенок молчит, или после года общается только при помощи отдельных звуков), но надеются «на авось». «Ничего, сам заговорит, вот услышит, как другие дети разговаривают...» Конечно, заговорит, но как? Насколько чиста, свободна и правильна будет эта речь? Вот здесь все зависит от вас, дорогие папы и мамы. Во-первых, надо знать возрастные нормы развития речи. Не для того, чтобы сравнивать своего ребенка с другими. Этого как раз нельзя делать ни в коем случае. А для того, чтобы вовремя обратиться к специалисту. Один нюанс: часто родители обращаются к специалисту как раз вовремя. Например, в полтора-два года. Им говорят: пока рано, приходите в 4 года. А в 4 - дефект уже устоялся, и справиться с ним гораздо сложнее. Поэтому проконсультируйтесь у  специалиста и сами занимайтесь с малышом дома.

Помочь ребенку совладать с непослушными звуками и не бояться сделать ошибку — задача нелегкая, но выполнимая. По словам дефектологов, чем раньше выявить проблему, тем проще ее устранить. И сделать это надо до трех лет, пока идет активное развитие коры головного мозга, и пока тот или иной дефект не укоренился. Здесь вам поможет знание возрастных норм становления речи.

Лечение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом способны давать поразительные результаты. Надо лишь набраться терпения и выполнять все домашние задания, которые дает специалист.

Развитию мелкой моторики рук специалисты уделяют особое внимание. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина.

 Массаж лица стимулирует ленивые артикуляционные мышцы, и тогда даже самые сложные звуки даются легко.

 Но, всё, же главное - это ваше общение с малышом, ваш личный пример. Когда говоришь ребенку что-то, надо, чтобы он видел твое лицо... Например, Машенька, мы идем гулять, мы едим кашу. И обязательно все действия озвучивать».

 Грамотный специалист порекомендует вам, прежде всего, заниматься общим развитием малыша. Произносить с ним отдельные слоги и простые слова. И ежедневно делать несложную гимнастику. И тогда успех обеспечен.

Итак, подведем итоги. Во-первых, помним, что нет неразрешимых проблем. Если есть подозрение на проблему, обращаемся к специалисту и терпеливо и последовательно устраняем ее. Во-вторых, каждый день пополняем словарь малыша новыми существительными и глаголами: «Сашенька, это - мячик. Саша бросает мячик: «Опа! Молодец!» Озвучиваем наши действия. В-третьих, не сюсюкаем, произносим все четко. В-четвёртых, читаем или прослушиваем детские сказки и песенки. В-пятых, делаем  массаж рук и лица. А так же зубной щеткой с мягким ворсом массируем язык, внутреннюю поверхность щек. И, в-шестых, не гонитесь за быстрым результатом. Цените то, что есть, и ребенок благодарно откликнется на вашу заботу и терпение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь малыша

В отличие от взрослого человека у новорожденного оба полушария головного мозга правые. Не в буквальном, конечно, смысле слова. Просто левое по функциям напоминает правое полушарие мозга взрослого чело...

Как развивать речь малыша

Рекомендации для родителей, заинтересованных в создании  благоприятных условий для развития речи малышей.  Как формировать  речевые  навыки малыша, чем можно активизировать  п...

Развиваем речь малышей через рассказческую деятельность

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6708316","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"361","width":"480"}}]]Театральная деятельность, направленная на развитие речи,в основ...

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»...

Как развивать речь малыша

Как развивать речь малыша: 18 идей для мам. Игры для развития речи....

"Развиваем речь малыша играя"

Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в творческих словесных играх....

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....


 

Комментарии

Микулич Светлана Евгеньевна

Советы очень актуальны, так как у большинства детей проблемы с речью. Возьму на заметку для родительских встреч.