«Клуб знатоков» – итоговое познавательно-речевое занятие с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_publikatsii.docx737.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Клуб знатоков» – итоговое познавательно-речевое занятие

с детьми подготовительной к школе группы

М.О. Быватова

заведующий

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

И.А. Деньщикова

воспитатель

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

Цель: Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости).

Задачи:

Образовательные:

- развитие связной речи (совершенствование навыка составления предложений)

- развитие познавательных способностей

- закрепление представлений об окружающем мире

Коррекционные:

- совершенствование умения согласовывать в предложении все части речи

- закрепление правильного произношения всех групп звуков в свободной речи

- совершенствование фонематических представлений

- закрепление навыка слогового анализа, синтеза

- закрепление навыка осознанного чтения, печатания букв

- профилактика оптической дисграфии

- закрепление навыка ориентировки в пространстве

- развитие неречевых психических функций (слухового, зрительного внимания, памяти, восприятия, логического мышления, творческого воображения)

- развитие конструктивного праксиса

- развитие общей и мелкой моторики

Воспитательные:

- совершенствование навыков самоконтроля и самооценки

- формирование навыков учебной деятельности

- совершенствование умения слушать себя, взрослых, окружающих

- воспитание сотрудничества в работе парами, группами.

Материалы и оборудование:

  • Волчок, игровое поле, табло со счетом
  • Конверты с заданиями, картинки сказочных персонажей: Царь, Солдат, Фея, Снежная королева, Инопланетяне, Емеля, Баба-Яга
  • Панно с картинками-отгадками загадок, подборка загадок о предметах
  • Изографы по теме «Транспорт», наборы букв «Составь слово» для каждого ребенка
  • Листы с графическими примерами на сложение и вычитание (правильные ответы закрыты частью листа)
  • Задачи на логику и сообразительность
  • Карточки с названиями животных из недописанных букв в виде «снежков»
  • «Черный ящик» с наборами деталей из игр-головоломок («Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Джунгли», «Сфинкс», «Чудо-крестики» Воскобовича и др.)
  • Силуэты «ведерок» со слогами, звуковые схемы слов
  • Фигурка для обозначения физ. паузы
  • Музыкальное сопровождение
  • Призы (медали)

Ход:

I. Организационный момент

Воспитатель:

Сегодня состоится игра нашего клуба. Вы – команда знатоков. Эмблема вашей команды – сова, символ мудрости и знаний. Против вас сегодня играет необычная команда: кто это? Пока останется для вас секретом.

Вы будете вращать волчок, стрелка укажет номер конверта с заданием. За правильное выполнение задания команда получает одно очко, ошибки или невыполнение заданий – очко зарабатывает команда противника. Счет до семи очков.

Воспитатель:

- к игровому столу проходит тот, кто стоит между Ваней и Миланой;

 - за ним идут те дети, чье имя начинается с гласной буквы А;

- приглашаем пройти игрока, стоящего слева от Максима и игрока, стоящего справа от Ники;

- проходит игрок, у которого День рождения в мае месяце;

- идут к игровому столу дети, у которых отчество Дмитриевна;

- проходят к игровому столу дети, имя которых состоит из двух слогов и т.п.

II. Основная часть

Конверт 1.

    - Это письмо пришло вот от кого:

Уплетая калачи, Ехал парень на печи. 
Прокатился по деревне, И женился на царевне (Емеля)

Емеля пишет: «Уважаемые знатоки! Как вы знаете, я очень люблю лежать на печи и ничего не делать. Мне лень учить буквы и читать слова. На моих ведрах написаны слоги, вы их прочитайте за меня и составьте слова!»

Воспитатель:

Вы, конечно, справитесь с этим заданием! К словам еще нужно подобрать звуковые схемы.C:\Users\Анна\Desktop\клуб знатоков\IMG_3787.JPG

Конверт 2

    - Письмо пришло издалека, прохладное какое-то. Против вас играет:

Она прекрасна и красива

Величава, горделива.

Злые вьюги и метели

С нею дружат с колыбели.

И совсем она не нежная

Эта … (Королева Снежная)

Снежная Королева пишет:

«Мальчик Кай в моем дворце составлял из кусочков льда слово «Вечность». А сможете ли вы из частей букв составить слова? Посылаю вам «снежки», в них вы найдете слова с недописанными буквами. Допишите буквы, прочтите названия животных».

C:\Users\Анна\Desktop\клуб знатоков\IMG_3789.JPG

Конверт 3

     - Это письмо прислал:

Он готов в огонь и бой, Защищая нас с тобой. 
Он в дозор идти в град, Не покинет пост … (солдат)

Воспитатель:

   Да, это бравый солдат из русских народных сказок или сказок Андерсена. Как все военные, он хорошо разбирается в схемах и чертежах, и поэтому подготовил вот какое задание: «Графические примеры на сложение и вычитание».

По окончании решения примеров вы можете проверить себя: правильные ответы закрыты частью листа. Оцените свою работу, закрасив кружок внизу листа зеленым цветом, если все примеры выполнены правильно, без ошибок; желтым цветом – если есть ошибки; красным цветом – если не смогли решить один или несколько примеров.C:\Users\Анна\Desktop\клуб знатоков\IMG_3791.JPG

Конверт 4

- Это письмо пришло из Тридевятого царства, от правителя Тридесятого государства, от Царя-батюшки!

Указ Царя: «Посылаю вам вопросы-задачки! Задачки не простые, подумать надо, сообразить! Правильно ответите – на службу к себе возьму, не ответите – на порог не пущу!»

Воспитатель:

   С Царем-батюшкой не поспоришь, нужно ответ держать!

Дети делятся на две группы (синие и красные эмблемы), по очереди решают логические задачи:

1. Боря гостил в деревне неделю и три дня. Сколько дней гостил Боря? (Десять дней)

2. В парке стояло 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (Восемь скамеек)

3. Три мальчика Коля, Петя и Ваня по дороге нашли 3 рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если бы шел один? (Три рубля)

4. У Марины целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько у нее яблок? (Три яблока)

5. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько машин шло в село? (Одна машина)

6. Семь игроков стали парами. Сколько пар получилось? (Три пары)

7. За забором видны 8 кошачьих лапок. Сколько кошек? (Две кошки)

8. Мама купила 4 красных и зеленых яблока. Красных яблок было больше, чем зеленых. Сколько яблок каждого цвета купила мама? (Три красных и одно зеленое)

Физкультурная пауза: игра «Лавата»

Конверт 5

     - В конверте задание от очень хитрого и коварного противника:

В глухом лесу в своей избушке Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет, Метла - старушкин самолет…(Баба Яга)

Воспитатель:

     - Что же придумала Баба-Яга? Посмотрите, какие-то странные рисунки и не понятно, что на них изображено. (Изографы: «мотоцикл», «машина», «пароход», «луноход», «велосипед», «трактор», «паровоз», «вертолет»)

 Логопед: Рассмотрите внимательно рисунки, линии. Найдите спрятанные буквы и постарайтесь догадаться, какие слова зашифрованы. Из наборов букв выложите слово.

C:\Users\Анна\Desktop\клуб знатоков\IMG_3793.JPG

Конверт 6

    - Это письмо с приятным ароматом, интересно от кого?

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет... (Фея)

Воспитатель:

Сказочная Фея любит все необычное и загадочное! Она прислала вам загадки о предметах, которыми пользуются люди! Добрая Фея вам помогает: к загадкам – картинки-отгадки,  есть и лишние картинки.

Не торопитесь с ответом, дослушайте загадку до конца, а потом отвечайте.

Загадки для каждого ребенка из двух групп детей (синие и красные эмблемы). Если ребенок дает неправильный ответ, ему помогают игроки его группы. Сам ребенок, не отгадавший загадку, придумывает с этим словом предложение.

C:\Users\Анна\Desktop\клуб знатоков\IMG_3795.JPG

Конверт 7 (На конверте нарисован «черный ящик»)

Воспитатель:

   Вы должны угадать, что находится в «черном ящике»: они похожи на человека, помогают людям выполнять разную работу: собирать детали и механизмы, управлять машинами, делать домашние дела.  Они могут сломаться, но к ним есть запчасти. Догадались? – это роботы! Посмотрим, что внутри ящика: а там – детали от роботов и письмо от инопланетных существ: «Земляне, помогите! Наши роботы заразились вирусом и сломались. Просимпочинить наших помощников!

Дети из наборов деталей игр-головоломок составляют изображения «роботов».

C:\Users\Анна\Desktop\клуб знатоков\IMG_3800.JPG

II. Заключительная часть

Воспитатель:

    Наша игра подходит к концу, счет 7:0 в пользу знатоков! Вам понравилась игра? Она получилась интересная и увлекательная. Вы согласны? Заданиеот какого героя вам понравилось больше всего? Почему?

Молодцы ребята! В нашей игре вы проявили себя как  любознательные, сообразительные, находчивые и грамотные ребята.

Вы показали хорошие знания и умения, работали дружно, помогали товарищам и, конечно, вы все готовы к обучению в школе. Вы все награждаетесь медалями «Ученой Совы».

C:\Users\Анна\Desktop\клуб знатоков\IMG_3797.JPG