Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»
Направление: «Нравственно – духовное развитие»
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: помощь детям в самопознании и самопринятии своего имени.
Образовательные задачи.
- Дать представление о разном звучании имени – кратком, полном, ласковом.
- Актуализировать знания детей о том, как раньше на Руси давали имена наши предки.
- Актуализировать знания детей о значении слов «имя», «отчество».
- Учить детей образовывать от своего имени полное имя и отчество.
- Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй.
- Формировать основы культуры общения, социально-коммуникативные навыки.
- Закрепить понятие – бейджик, и навык изготовления бейджика своими руками.
Развивающие задачи.
- Развивать связную речь. Активизировать диалогическую речь.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать умение пользоваться графическими знаками, схемами, ребусами.
- Развивать само- и взаимоконтроль.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени.
- Воспитывать желание работать самостоятельно и в команде.
- Воспитывать уважение к своему имени; дружелюбие по отношению к окружающим.
Предварительная работа: презентация «Что обозначает мое имя»,
Презентация «Как давали имена на Руси»
Презентация «Откуда пришли к нам фамилии», «Почему даётся отчество»
Беседа «Каких былинных героев мы знаем и почему им дали такие имена и прозвища»
Создание бейджиков для гостей в технике «скрапбукинг» (все разные)
Создание альбома на кольцах «Тайна имени», созданного руками родителей (на каждого ребёнка создана отдельная страничка, можно рассматривать как весь альбом целиком, так и все странички по отдельности, также есть разделители по алфавиту имён)
Беседа с детьми «Почему нас (воспитателей) назвали Марина и Снежана» «Как бы назвали детей в древней Руси»
Просмотр мультфильмов с родителями дома «Дюймовочка», «Незнайка в цветочном городе», «Снегурочка», «Красная шапочка», «Золушка»
ЧХЛ те же (смотри названия мультфильмов), «Волшебник изумрудного города», «Пеппи — длинный чулок», «Айболит» «Крокодил Гена и Чубурашка», «Мальчик с пальчик».
Вспомнить всё о героях проекта прошлого года «Сказочная карта России» (3 Богатыря с рассматриванием картины Васнецова и герои былин, Колобок, Чебурашка)
Материал:
Бейджики гостям (заготовки) +фломастеры, заготовки для создания бейджиков для детей, презентация «Сказочная почта», ребус «имя», 4 конверта с заданиями (красный, синий, зелёный, белый), шаблоны шифра для гостей (для зашифровки своего имени), 1 большой шифр (демонстрационный), мяч, мольберт с магнитной доской, лепестки для ромашки (гостям, чтобы зашифровать своё имя),
Воспитатель: В начале нашего занятия, я предлагаю немного поиграть:
Приглашаю ребят встать в ряд, спиной к нашим гостям, а вам, дорогие гости, у кого в руках окажется игрушка, позвать (окликнуть) кого-то из детей, не зная, как их зовут. (2-3 человека), если ребёнок понял, что обращаются к нему, то поворачивается.
Проводится игра «Окликни меня»
Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель подводит к выводу, что трудно и позвать, но и трудно узнать себя, и не очень приятно, когда к тебе обращаются, например: мальчик, в синей футболке.
Воспитатель: Мы убедились, что без имён было бы очень трудно обходится? Да, имя у человека-это даже очень удобно для нас в общении друг с другом.
Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть.
Что это? (Ответы).
Правильно, это имя.
В народе говорят: «Не имя красит человека, а человек –имя». А в Японии мудрецы вещают: «Тигр бережёт свою шкуру, а человек – имя».
Воспитатель: Дорогие гости! Я предлагаю познакомиться и назвать свои имена
1, 2, 3…
Дети и взрослые произносят свои имена…
Воспитатель: Нет, так дело не пойдёт, нас слишком много…Надо, что-то придумать … Есть идеи?
Дети высказывают предположения!
Воспитатель: …Придумала! Я предлагаю написать свои имена, детский сад и увлечения на бейджиках, которые мы подготовили вместе с детьми в подарок о нашей встрече, а ребята, на своих бейджиках, в сердечках, напишут своё имя и выберет наклейку, которая поможет представить их без слов или расскажет о том, кем наши ребята станут, когда вырастут.
Дети дарят бейджики и фломастеры гостям. Здороваются, произносят своё имя (Здравствуйте, меня зовут…, очень приятно), садятся на места и выполняют задание.
Воспитатель: Я запуская песочные часы на 3 минуту.
Дети выполняют задание самостоятельно, кто из детей справился быстрее, может подойти к гостям и представиться, показав бейджик, например: Артём, я люблю футбол, Алёна, люблю читать, Софа – я, когда вырасту, стану воспитателем, и т.д.
Воспитатель подводит к выводу: Замечательно! Посмотрите друг на друга! Наше знакомство состоялось! Теперь мы знаем, как всех нас зовут, и чем увлекаемся. Ведь знакомые друг другу люди больше улыбаются и начинают общаться и дружить.
Ребята, присаживайтесь на стулья.
Может, кто уже догадался, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?
Дети …
Воспитатель: Предлагаю проверить (подсказку). Смотрим на экран. Что перед вами ребус или кроссворд?
Дети: ребус
Воспитатель: Докажите, что это ребус, а не кроссворд?
Дети: (предполагаемые ответы детей) ребус — это зашифрованное слово с помощью букв, цифр, знаков, картинок.
Воспитатель: Если это ребус его нужно?
Дети: (предполагаемые ответы детей) расшифровать, разгадать.
Дети работают над расшифровкой ребуса.
(Зашифровано слово «ИМЯ»). См. Приложение 1.
Воспитатель: Ребята вы отгадали слово – имя. Как вы, думаете, что обозначает слово имя?
Дети: (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Имя – это то, что дано человеку на всю жизнь.
И тема нашего занятия «Имя каждому дано». Мы вспомним, как появились имена, как выбирали имя ребёнку в далёкие времена, что такое отчества и фамилии. Нас ждут интересные сюрпризы. Сегодня, на мою электронную почту пришло письмо, а на столе посылка с какими-то конвертами. Откроем письмо?
Здравствуйте, мои маленькие друзья. Пишу вам из страны сказок. Я приготовила для каждого из вас подарок, но получить его вы сможете, когда выполните все мои задания. Подпись (ребус Василиса) ИКТ
Воспитатель: Ребята, опять ребус. Разгадаем его? Это, наверное, первая подсказка.
Дети: Василиса (открывается имя)
Воспитатель: Интересно, какая Василиса могла нам приготовить? Из какой страны нам пришло письмо?
Дети: Сказочной
Воспитатель: Каких сказочных Василис мы знаем?
Дети: Прекрасная и Премудрая!
Воспитатель: Интересно, а вы можете сказать, почему их так назвали? Прекрасная – значит?
Дети: самая красивая
Воспитатель: Премудрая – значит?
Дети: Самая мудрая!
Воспитатель: Значит можно сделать вывод, что иногда благодаря имени мы можем узнать о характере, внешности, особенностях человека.
Воспитатель: Премудрая или Прекрасная Василиса могла бы нам такие задачки задавать?
Дети: Василиса Премудрая
Открывается след. слайд
Воспитатель: Правильно! А вот и вторая задача:
На слайде зашифрованы имена детей в трёх таблицах. Дети делятся на компании согласно спискам (капитан команды выделен красным цветом).
Открывается след. слайд (три конверта)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы разделились на три компании. Интересно, а что в конвертах, откроем? ИКТ
Дети: Схемы.
Воспитатель: И что делать с этими схемами? (схемы групповой комнаты, где спрятаны задания)
Дети: (предполагаемые ответы детей) искать задания.
Воспитатель: Думайте, смотрите и задания ищите. См. Приложение 2.
Нашли. Это ваши задания. Рабочее место, для каждой команды вам поможет найти метка.
(Метка есть на конверте и на столах).
Воспитатель: Ваше время ограничено. У вас три минуты. (Показ песочных часов).
Дети выполняют задания. В это время, гостям раздать лепестки ромашки, на которых предложить написать своё имя в виде шифра (раздать шифр)
Воспитатель: Ваше время истекло. Проверим наши задания?
1 задание (1 команда): Как зовут сказочных героев и почему их так назвали.
(Дюймовочка, Колобок, Золушка, Красная шапочка, Незнайка, Чебурашка)
2 задание (2 команда): Как зовут былинных героев и почему их так назвали. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный)
3 задание (3 команда): Расшифруйте имена (Златовласа — девочка с золотыми волосами, Любомир – любит мир, Первак — мальчик первый в семье, Молчан – мальчик, который молчит, Марта – рождённая в марте))
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и след. задание (след. слайд)
Минутка отдыха игра «Найди свое место».
Дети под музыку ходят в разных направлениях по группе. Когда музыка прекращается, дети встают согласно схемам. См. Приложение 3.
После игры дети остаются стоять согласно последней схеме, в кругу. (след. слайд)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наши имена растут вместе с нами? Когда я была совсем маленькая меня называли Маришкой, в школе, меня называли Мариной, а когда я выросла меня стали называть близкие и друзья Мариной, а все знакомые и коллеги (люди с которыми я вместе работаю) Мариной Дмитриевной.
Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. В русской культуре отчество дается от имени отца.
Ульяна, как зовут твоего папу? (Сергей). Значит, твое отчество – Сергеевна, Ульяна Сергеевна. Спросить пару человек.
Предлагаю и вам поиграть в такую игру «Как растут имена». Вначале произносите как вас называли, когда вы были малышами и будут называть друзья и коллеги. (Мяч передается по кругу. Я — начну: Маришка –Марина — Марина Дмитриевна, продолжит тот, кто стоит между … и …, далее по кругу передавая мяч.
Игра «Как растут имена»
Воспитатель: Вы все-таки еще дети, поэтому любите, когда вас называют нежно и ласково, но придет время, и вам будет приятно слышать свое большое взрослое имя.
Подвести к выводу, что людям приятнее, особенно детям, когда их называют ласково, а по имени и отчеству зовут, человека, которого уважают.
След. слайд (нотный стан)
Воспитатель: А вы знаете, что у каждого имени есть своя песенка. Придумайте песенку своему имени, и пропойте нам ее.
Дети пропевают имя
Воспитатель: Узнаем, кто был самым внимательным: чьи имена похожи, песенка звучала одинаково?
Дети: предполагаемые ответы (по слогам, звукам, и тд.)
Воспитатель: У каких имён самая короткая и самая длинная песенка?
Дети: предполагаемые ответы…
Воспитатель: Ребята, представьте, если бы ваше имя можно было потрогать руками, каким бы оно было наощупь? (выслушиваю детей). А если бы ваше имя можно быть понюхать, то чем бы оно пахло? Если бы ваше имя можно было попробовать на вкус, каким бы был вкус? А если бы ваше имя было цветным, то какого цвета оно было бы?
Воспитатель: Дети, а вот и Василиса на экране с ещё одним заданием.
(Слайд:) Спасибо ребята, вы справились со всеми моими загадками. А теперь расположите, пожалуйста, свои бейджики – имена у трёх смайликов:
Весёлый – у тебя всё получилось и тебе было интересно
Задумчивый – у тебя какие-то задания вызвали затруднения
Грустный – тебе было трудно выполнять мои задания и тебе было не интересно.
Дети снимают бейджики и располагают у смайликов.
Обсуждение занятия. Что понравилось, что вызвало затруднения и т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и сюрприз на экране появился. (слайд) Интересно, что в нём. (слайд – сюрприз открылся, надпись…)
До свидания, мои маленькие друзья. Пусть Ваше имя будет всегда звучать гордо, и Вы станете людьми с Большой буквы: добрыми воспитателями, отважными военными, знаменитыми учёными, архитекторами, спортсменами, врачами и т.д. И мы ещё не раз услышим ваши имена!
А подарок, ждёт Вас на кроватке у того мальчика, чьё имя начинается с той же буквы, как и моё. Василиса.
Дети: Вова, Вячеслав.
Воспитатель: Славик и Вова сходите в спальню, принесите нам сюрприз.
Дети приносят коробку, воспитатель с детьми её открывают и находят альбом. И Письмо: Наши любимые дочки и сыночки. Мы с любовью и заботой создали альбом, в котором для каждого из вас есть своя страничка. Мы хотим открыть тайну вашего имени, и поделиться секретами, как мы выбирали вам имена. Ваши папы и мамы.
Воспитатель с детьми показывают альбом гостям, рассматривают сами, читают 1 или 2 странички. Дать возможность посмотреть гостям, и разделить на странички для каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята, пока вы выполняли задания от Василисы Премудрой, наши гости приготовили вам небольшой сюрприз: оставить память о себе и зашифровали свои имена на лепесточках ромашки, давайте, попробуем разгадать парочку, а остальные прочтём позднее и будем вспоминать наших гостей, читая их имена.
Дети с воспитателем разгадывают надпись с помощью шифра.
Открытый конец занятия, дети изучают страницы альбома и открывают для себя что-то новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По Волге широкой" конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группе
Программное содержание:углубить знания детей о родной республике, многонационального Поволжья, её промышленностью, достопримечательностями, бытом.Воспитательные задачи:воспитывать интерес к жизн...

Конспект комплексного подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе «Подарки госпожи Метелицы» Тема: Дифференциация звуков Р - Р”
Целью данного логопедического занятия является дифференциация звуков Р- Р”....

Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы Тема: «Музыка в гармонии с природой».
Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы Тема: «Музыка в гармонии с природой»....

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы "Шапка невидимка"
Цель: Формировать позитивную мотивацию к школьному обучению, развивать познавательные процессы, закреплять полученные знания на занятии по подготовке к школе....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Берёза – белая подруга»
Цель: формировать патриотическое сознания, чувство гордости и любви к русской березе - символу России Задачи:образовательные- дать представление о самом почитаемом дереве...

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Игра-путешествие «Транспорт»
Цель занятия: систематизировать знания о видах транспорта, Коррекционно-образовательные задачи:Закрепление и активизация предметного словаря по теме “Транспорт”;Уточнение понятий: тр...

Мастер – класс для молодых специалистов Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы Скульптура, как вид изобразительного искусства.
Закрепить знания детей о видах скульптуры посредствам работы с глиной....
