Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Берёза – белая подруга»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Васеева Елена Артуровна

Цель: формировать патриотическое сознания, чувство гордости и любви к русской березе - символу России

     Задачи:

образовательные

-  дать представление о самом почитаемом дереве в России - березе;

- расширять представление детей об образе, березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детской изобразительной деятельности;

- формировать навыки связной речи, расширять словарный запас.

 

  развивающие

 - развивать связную речь, воображение детей

 воспитательные

 - воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю, воспитывать эмоционально - положительные отклики на красоту русской природы;

- формировать умение изображать березу.

В соответствии с требованиями ФГОС использовала виды деятельности: игровую, познавательную, двигательную, изобразительную.

 

Предварительная работа :наблюдение на прогулке за березой, чтение стихотворений, индивидуальное заучивание, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, заучивание поговорок.

Методы и приёмы: Словесный, игровая  мотивация, художественное слово, практическая деятельность.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением берёзы,

приметы, пословицы, поговорки, стихи, макет березы ,платочки для девочек(для хоровода), листы для рисования березы (граттаж),интерактивная доска, мольберт

Ход занятия:

Восп.: Все в сборе! Мы можем начинать. Но для начала надо «Здравствуйте сказать»

Ребята давайте поздороваемся с гостями.

Здравствуй, солнце, золотое

Здравствуй, небо, голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Восп.: Присаживаются на стулья.

Ребята сейчас Матвей  прочтет стихотворение и вы должны подумать и сказать о чем говорилось в стихотворение.

В. Читает стихотворение «Что мы Родиной зовем»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Дети – о чем говорится в стихотворении

Дети отвечают. (Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – это, то место, где мы родились, где живём со своими родителями, родными, своими друзьями)

Восп.: Ребята вы знаете, что у каждого человека есть Родина, родной дом, село, где он родился и вырос.

Давайте вспомним с вами как называется наша Родина.

Дети отвечают. (Россия)

Восп.: Правильно, мы живем в самой прекрасной стране в мире - это Россия. Россия наша Родина, большая и много национальная страна. Отечеством мы зовем свою Россию, потому что в ней живут наши отцы и дети. Родиной мы ее зовем, потому что в ней родились, а матерью, потому что вскормила она нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, и как мама она защищает и бережет нас от всех врагов

А как называется наше село?

Ответы детей. (Новосысоевка)

А наш край?

Ответы детей. ( Приморский край)

Восп.: Правильно дети, наш край называется Приморским он богат и разнообразен животным и растительным миром.

По количеству разнообразных видов растений Приморье

– самый богатый край России.

 

Восп.: Мы с вами будем сегодня говорить о самом большом природном богатстве нашей Родины русском лесе.

Ребята что такое лес? Как вы думаете.

Ответы детей.(Лес - это  деревья, чистый воздух, дом зверей )

Давайте вспомним какие деревья растут в нашем лесу.

Ответы детей.( Ива, Тополь, Береза, Верба, Черемуха, Осина, Ель, Кедр, Сосна, Рябина, Орешник, Бархат амурский, Клён, Дуб и т.д.)

Восп.: Ребята я приглашаю вас на прогулку в лес.

Мы идем по лесу, по лесу, по лесу,

Растут в лесу: березы, осины, рябины…

Остановились. Какой это лес? (Лиственный

Восп.: Почему лиственный лес?

Ответы детей

Мы идем по лесу, по лесу, по лесу,

Растут в лесу: ели, сосны пихты…

Остановились. Какой это лес? (Хвойный)

Восп.: Почему это хвойный лес?

Ответы детей.

Мы идем по лесу, по лесу, по лесу,

Мы пришли в красивый лес.

Восп. Куда мы пришли?

Ответы детей – Березовая роща.

Восп.: А почему рощу назвали березовой?

Ответы детей.( растет много берез)

 

Восп.: А сейчас попробуйте отгадать мою загадку

И вы узнаете о каком дереве пойдет сегодня речь

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(БЕРЕЗА)

Правильно, ребята!

Сегодня мы с вами будем говорить о березе, мы знаем много интересного о ней. Разве можно представить русское поле, без одиноко стоящей белоствольной березы? Где бы не росла береза - везде она приносит людям радость и свет. Береза символ России, символ нашей Родины, и быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.

Ребята а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру

«Волшебная палочка»

У березы белый стройный шершавый ствол. 

- У березы тонкие и гибкие ветви.             

- В жару береза делает прохладу, а в холод согревает. 

- Березу за ее кору называют белоствольной. 

- Береза может лечить людей.   

- Береза дает полезный сладкий вкусный березовый сок. 

- О березке пишут стихи, песни, картины. 

- В народе березку называют «Берегиня» и «Символом счастья». 

- Березовые веники полезны для здоровья, заряжают бодростью, прибавляют много сил и энергии. 

- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть, набраться сил и энергии. 

- Нужно очень бережно относиться к природе.

 

Восп.: Ребята у березы есть свой праздник в начале июня

В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.
На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

 

В давние – давние времена люди поклонялись березке, водили вокруг нее хороводы, распевали песни. Давайте и мы с вами заведем хоровод  ХОРОВОД 

 Игра «Завяжи  березке ленточку»

Восп.: Давайте и мы тоже завяжем ленты на березе, завязывая ленточку вы должны произнести народные приметы.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Березу хорошо посадить рядом с домом для благополучия семьи и от молнии оберегает

Если берёзовые ветки бросить на огородные грядки – не будет гусениц на капусте.

Как лист берёзы развернётся полностью, так можно сажать картофель.

Если берёза распустится раньше ольхи и клёна – жди сухого лета.

 

Если из берёзы течёт много соку, то быть лету дождливым.

 

И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Скрипучая береза дольше стоит

Сломать березу секунда, а вырастить года

Иней на березах к морозу

 

Восп.: Ребята не только поэты посвящают березке свои стихи, художники то же любят изображать березку в своих картинах

А теперь рассмотрите картины на мольбертах.

Что вы здесь видите?

Ответы детей.

Восп.: Одинаково ли изображены березы на всех картинах?. Ответы деток

( Березовые рощи изображены в разное время года)

 Ребята сейчас послушайте мое задание .

Вы знаете много стихотворений о березе и сейчас ребята будут читать стихи, а вы будете находить то изображение которое описывается в стихотворении

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. 

Восп.: Почему вы выбрали эту картину?

Ответы детей.

 

Слушайте следующее стихотворение.

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

 Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти

Восп.: Почему вы выбрали эту картину?

Ответы детей

 

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей

Вся в белое платье одета

Встречает горячее лето

Восп.: Почему вы выбрали эту картину?

Ответы детей

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах

Восп.: Почему вы выбрали эту картину?

Ответы детей

 

Восп.: Молодцы ребята справились с заданием.

К образу березы часто обращаются художники, поэты и композиторы. Трудно сказать, когда она особенно мила. Хороша береза во все времена и в любую погоду. А вы ребята, хотите изобразить русскую березу? Я приглашаю вас в творческую мастерскую предлагаю занять свои места и нарисовать березу в знакомой вам технике "гроттаж". Так как вы ее представляете

 

Восп.:: дети, посмотрите, как много берез, целая березовая роща получилась. Каждый из вас вложил в свой рисунок частичку своей души. Я думаю,  мы сегодня убедились в том, что береза   красивое целебное дерево. Поэтому мы должны беречь и заботится о ней.

Вот и подошел к концу наш разговор о русской березке. Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке, символу нашей Родины.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область "Познавательное развитие" Тема: "Математический КВН"

Обучающие задачи :- учить анализировать, сравнивать ,обобщать , доказывать , делать выводы;- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;- закрепить умение решать логические зад...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Образовательная область-познавательное развитие Тема: «Животные зимой»

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группыОбразовательная область-познавательное развитиеТема: «Животные зимой»Содержание:1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.2.Составлени...

Конспект открытой образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «На поиск сокровищ с капитаном Ураганом»

Развитие психо-физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через формирование широкого круга выполняемых игровых действий, решение проблемно-игровых ситуаций с использованием игрового пар...

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная пл...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...