Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная планета». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход игровой исследовательской деятельности:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, у меня в руках корзинка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки. Возьмите их, потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках.

-Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, наверно, догадались. Ну, конечно, это …(соль)

-Откройте мешочки. Что там? (соль)

Присядем за стол.

Воспитатель высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

А нужна ли соль?...Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Соль рассыпал – к ссоре.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Воспитатель: - Наша планета очень богата солёными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами. Соль добывают в соляных шахтах. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

-Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

- В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

- Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

- А еще соль полезна и животным.

- В приготовлении пищи.

- В консервировании овощей.

- На улице: для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Воспитатель: -Сегодня всем нам предстоит стать учеными. В лабораторию пойдем и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом.

Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Наденем фартуки и вспомним правила проведения опытов:

1. Не трогать руками глаза

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

- И так внимание – разделимся на две группы и пройдем за столы.

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

- Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

    - Вы ощущаете запах?

Возьмем трубочку и подуем тихонько на соль через трубочку. Она рассыпается.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: -Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки.

Вывод: соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Воспитатель: - Возьмем стаканы, положим ложку соли и добавим ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: -Значит соль поглощает воду.

- Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (она растворилась в воде).

Вывод: Соль растворяется в воде.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Воспитатель: -Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

- Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

- А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите?

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Физминутка.

Воспитатель: -Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый».

Дети подпрыгивают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.

Воспитатель: -А вы знаете, что на соли можно рисовать, давайте попробуем!

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою, наскочил на дальний лес, прохудился и исчез»

(дети пальчиками рисуют тучу на соли)

«Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает?»

Как красиво у вас получается!

Творческая работа.

Воспитатель: -Но это еще не все, сейчас мы займемся арт-терапией. Создадим свое настроение.

Я покрасила белую соль с помощью цветных мелков. Посмотрите, что может получиться, если какие-либо емкости наполнить цветной солью.

Возьмем небольшие баночки и осторожно, ложечкой будем насыпать разноцветную соль. Когда будете насыпать – думайте о хорошем.

- Какие красивые и какие разные у вас получились настроения! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область "Познавательное развитие" Тема: "Математический КВН"

Обучающие задачи :- учить анализировать, сравнивать ,обобщать , доказывать , делать выводы;- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;- закрепить умение решать логические зад...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Образовательная область-познавательное развитие Тема: «Животные зимой»

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группыОбразовательная область-познавательное развитиеТема: «Животные зимой»Содержание:1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.2.Составлени...

Конспект открытой образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «На поиск сокровищ с капитаном Ураганом»

Развитие психо-физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через формирование широкого круга выполняемых игровых действий, решение проблемно-игровых ситуаций с использованием игрового пар...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Берёза – белая подруга»

Цель: формировать патриотическое сознания, чувство гордости и любви к русской березе - символу России     Задачи:образовательные-  дать представление о самом почитаемом дереве...