Главные вкладки

    Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин
    материал по логопедии (старшая группа) на тему

    Ахметзянова Алия Наильевна

    Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tezisy_svyaznaya_rech.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тезисы: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин»

    Ахметзянова А.Н. 942у группа

    Развитие связной речи у детей становится все более актуальной проблемой в наше время. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения в нашем постиндустриальном обществе. Результат обучения связной речи детей зависит, прежде всего, от социальной среды, которая окружает ребенка и обеспечивает ему речевое   общение. К сожалению, если упустить возможность речевого развития в дошкольном возрасте, то в школьные годы она почти не восполняется. Низкий уровень культуры, агрессивно-примитивная речь, исходящая из западных фильмов и мультфильмов, гаджеты и планшеты – всё это приближает нас к языковой катастрофе.

    Мы считаем, что огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием и формированием речи детей дошкольного возраста. Для нормального развития речи ребенка, а следовательно и для его интеллектуального и эмоционально-волевого развития, нужно, чтобы окружающая его среда давала достаточную возможность полноценного общения.

    В дальнейшем, когда для ребенка наступает время обучению грамоте, у него закладываются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка формируются умения свободно говорить с синтаксическими единицами, что представляет возможность сознательного выбора языковых средств. Ребенок начинает владеть своими высказываниями, и в процессе диалога у него закладывается важное умение следить за логикой своего повествования. Поэтому в дошкольном возрасте так важно развивать именно связную речь.

    Интересное суждение о соотношении связной и письменной речи высказывал Л.С.Выготский. Он говорил, что мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности. Так, потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития.

    Одной из главных задач развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

    По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов, далее ребенок овладевает контекстной речью, под влиянием систематического обучения. Во время образовательной деятельности в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них возникает потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети перенимают из речи взрослых и окружающих. Если своевременно формировать и развивать у дошкольников связную речь, то она достигает довольно высокого уровня.

    Огромную роль в этом играет взрослый человек, используя слово для знакомства ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он помогает последовательному выделению отдельных средств из окружающей многообразной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в знакомстве с предлагаемыми в ней предметами.

    Необходимо позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности, также является важным создавать благоприятные условия для развития связной речи детей.

    Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми во время образовательной деятельности к естественным условиям. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием воспитатель использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов, воспитатель не забывал, что картина - это лишь эффективное средство, а главное во время всей образовательной деятельности - ребенок, развитие которого он должен  направлять и сопровождать.

    В наше время информационных технологий дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало бывают в библиотеках, музеях, совсем не заинтересованы в чтении книг, без особого энтузиазма рассматривают иллюстрации и рассказывают про них. Свой личный опыт впечатлений и ощущений не могут высказать даже в 2-3 фразах. Именно поэтому необходимо, прежде всего, живое общение с детьми и грамотное построение образовательной деятельности.

    Список использованной литературы:

    1. Вербенец А.М. Планирование и организация  образовательного процесса дошкольного учреждения  по примерной основной образовательной программе "Детство" : учебно-метод. пособие / А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова. - СПб.: ООО "Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013. -  270с.

    2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: 1960. - 378 с.

    3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.

    4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

    5. Проектирование муниципальных систем дошкольного образования в условиях модернизации: учеб. пособие / Н.К. Зотова, О.Г. Тавстуха, Э.Р. Саитбаева [и др.] - М.: Флинта, 2014. - 280 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

    Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

    Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

    В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

    СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

    Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

    Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

    Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

    Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

    Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....

    «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

    laquo;Развитие связной речи старшихдошкольников через обучениесоставлению рассказов по картинеили серии сюжетных картинок»...