Конспект группового занятия на тему "Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]".
план-конспект занятия по логопедии на тему
Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch-shch_konspekt_zanyatiya_na_tem.docx | 119.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему : «Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]»
Подгрупповое занятие
Цель: дифференциация звуков и букв Ч-Щ
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить различать звуки и буквы Ч–Щ ; учить различать и находить различия в артикуляции звуков.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки фонематического анализа и синтеза; расширять словарный запас; развивать навыки звукобуквенного и звукослогового анализа; развивать память, внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость; умение слушать товарищей.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки с заданием.
Ход занятия
1. Организационный момент.
а) прочитайте слова: ЧЕЛКА, ЩЕЛКА.
б) одинаковое значение слов или разное?
в) что обозначает слово ЧЕЛКА:
- прядь гривы, падающая на лоб;
- род прически – опущенная на лоб и подстриженная прядь волос.
ЩЕЛКА – маленькая щель.
г) какими звуками отличаются эти слова ? Ч–Щ.
д) Сообщение темы. Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч–Щ.
2. Сравнение звуков по артикуляции:
| Ч | Щ |
Губы | Трубочкой | Трубочкой, немного растянуты в улыбке |
Зубы | Сближены | Сближены |
Язык | Поднят кончик языка к верхнему небу, боковые края прижаты к верхним зубам. | Поднят кончик языка к верхнему небу, боковые края прижаты к верхним зубам. Мышцы напряжены. |
Голосовые связки | Не работают | Не работают |
По-разному работают губы, а зубы, язык и голосовые связки работают одинаково.
3. Характеристика звуков.
Ч – согласный, глухой, мягкий.
Щ – согласный, глухой, мягкий.
4. Соотнесение звука и буквы
– какой буквой на письме обозначается звук Ч.
- На что похожа эта буква
На четвёрку....…
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
– какой буквой на письме обозначается звук Щ.
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
5. Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения «Улыбочка», «Трубочка», «Чашечка», «Катушка», «Вкусное варенье», «Лопатка» (зеркала)
6. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. | АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч. |
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. | ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь. |
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу. | УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч. |
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо. | ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч. |
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща. | АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ. |
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. | ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ. |
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу. | УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ. |
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё. | ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ. |
7. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, обведи картинки, в названии которых слышится звук Щ.
8.Дети получают картинки.
Запишите слова в два столбика 1- с буквой Ч , 2- с буквой Щ
9. Игра с мячом «Два волшебника»
У нас 2 волшебника - уменьшающий и увеличивающий предметы:
Ящик – (ящичек), щенок – (щеночек), щепка – ( щепочка), щека – (щечка)
Жук – (жучище), паук – ( паучище), язык – (язычище), бык – (бычище).
10. «Четвертый лишний»
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]):
чайник, щука, человек, чудо; ящик, овощи, обручи, плащи.
щенок , червяк , чулок , кирпич
11. Физминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело
12. Вставьте пропущенные буквы в предложения и прочитайте их. (Ч-Щ)
Лена и..ет в я..ике пер..атки.
Ве..и сложили в ..емодан.
Дрова громко тре..ат в пе..ке.
Луна осве..ает ..ащу.
..еглы и..ут ли..инок.
13.Итог занятия
- Какие звуки сравнивали на занятии?
-Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?
- Поднимите карточку с вашим настроением
-Вам понравилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"
Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....
«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».
Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] ...
Конспект открытого занятия на тему "Дифференциация звуков Ч и Ть".
Конспект открытого занятия на тему...
Фронтальное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе. Составила учитель-логопед Захаркина М.В.
Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.Задачи:Коррекционно-развивающие:- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;- познакомить детей со сравнительной характеристи...
Конспект группового занятия на тему "Дифференциация звуков и букв [Г]-[К] на письме".
Дифференциация звуков и букв Г-К на письме...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...