Конспект группового занятия на тему "Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]".
план-конспект занятия по логопедии на тему

Кульпанова Евгения Андреевна

Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch-shch_konspekt_zanyatiya_na_tem.docx119.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему :  «Дифференциация звуков и букв  [Ч]-[Щ]»

Подгрупповое занятие

Цель: дифференциация звуков и букв Ч-Щ

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить различать звуки и буквы Ч–Щ ; учить различать и находить различия в артикуляции звуков.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки фонематического анализа и синтеза; расширять словарный запас; развивать навыки звукобуквенного и звукослогового анализа; развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость; умение слушать товарищей.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки с заданием.

                                                                                 Ход занятия

1. Организационный момент.

а) прочитайте слова: ЧЕЛКА, ЩЕЛКА.
б) одинаковое значение слов или разное?
в) что обозначает слово ЧЕЛКА:

  • прядь гривы, падающая на лоб;
  • род прически – опущенная на лоб и подстриженная прядь волос.

      ЩЕЛКА – маленькая щель.

г) какими звуками отличаются эти слова ? Ч–Щ.
д) Сообщение темы. Сегодня мы будем  учиться различать звуки Ч–Щ.

2. Сравнение звуков по артикуляции:

 

Ч

Щ

Губы

Трубочкой

Трубочкой, немного растянуты в улыбке

Зубы

Сближены

Сближены

Язык

Поднят кончик языка к верхнему небу, боковые края прижаты к верхним зубам.

Поднят кончик языка к  верхнему небу, боковые края прижаты к верхним зубам. Мышцы напряжены.

Голосовые связки

Не работают

Не работают

По-разному работают губы, а зубы, язык и голосовые связки работают одинаково.

3. Характеристика звуков.

Ч – согласный, глухой, мягкий.

Щ – согласный, глухой, мягкий.

4. Соотнесение звука и буквы

– какой буквой на письме обозначается звук Ч.

- На что похожа эта буква
 На  четвёрку....…

Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

– какой буквой на письме обозначается звук Щ.

- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

5. Артикуляционная  гимнастика

Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения «Улыбочка», «Трубочка», «Чашечка», «Катушка», «Вкусное варенье», «Лопатка» (зеркала)

6. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

7. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, обведи картинки, в названии которых слышится звук Щ.

8.Дети получают картинки.

Запишите слова в два столбика 1- с буквой Ч , 2- с буквой  Щ

9. Игра с мячом  «Два волшебника»

У нас 2 волшебника - уменьшающий и увеличивающий предметы:

Ящик – (ящичек), щенок – (щеночек), щепка – ( щепочка), щека – (щечка)

Жук – (жучище), паук – ( паучище), язык – (язычище), бык – (бычище).

10.  «Четвертый лишний»

Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]):

    чайник, щука, человек, чудо;             ящик, овощи, обручи, плащи.

    щенок , червяк , чулок , кирпич

11. Физминутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, 
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело

12.  Вставьте пропущенные буквы в предложения и прочитайте их.  (Ч-Щ)

Лена   и..ет   в   я..ике   пер..атки.

Ве..и   сложили   в   ..емодан.

Дрова   громко   тре..ат   в   пе..ке.

Луна   осве..ает    ..ащу.

..еглы   и..ут   ли..инок.

13.Итог занятия

- Какие звуки сравнивали на занятии?

-Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?

- Поднимите карточку с вашим настроением

-Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] ...

Фронтальное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе. Составила учитель-логопед Захаркина М.В.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.Задачи:Коррекционно-развивающие:- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;- познакомить детей со сравнительной характеристи...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...