Фронтальное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе. Составила учитель-логопед Захаркина М.В.
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Захаркина Марина Васильевна

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Семья».

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные:

- развивать навыки самоконтроля;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_i_ya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Семья».

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные:

- развивать навыки самоконтроля;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Ход занятия.

1.Логопед: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна,  и сегодня я проведу у вас занятие. А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты )

Достает первый конверт.

- Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных).

Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите, какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э). А что мы произносили? (звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки? (твердо, решительно, смело).

- Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

У каждого гласного первого ряда есть «сестренка» — буква, которая «живет» во втором ряду.

Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я».

2. Гномик Йак принес нам эту букву. Это буква «я». (показывает, достает из другого конверта).

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки) 

– Давайте послушаем звук. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

– Обведём контур звуковки красным цветом 

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Какие? ([й`а])

-Послушайте, как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

-Как зовут «сестренку» буквы «а»?

-Как мы произносим «а»? «я»?

Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» — мягко, нежно. Буква «я» — гласная мягкая.

3. Игра «Эхо».

Логопед: Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием. Повторите за мной: ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т.д. Молодцы!

4.Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт ). Задание произнести правильно и четко слова по картинкам.  (Произносим хором).

5.Логопед: Молодцы! Здорово у вас получается! Следующее задание: Игра «На что похожа буква «я». Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом ).

«Буква «я».

Руку вбок, вперед нога,

Вот какая буква «я».

Я-я – песня кончилась моя.

Я-я – есть у каждого друзья.

Повторить стихотворение хором.

6.Логопед: Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «ябллоня»)

– Прочитайте верхнее слово. (яблоня)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ня – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

– Какой согласный стоит перед ним? ([л])

– Назовите 3 слог? ([няяяяя]

Какой гласной образован ? ([я])

– Какой согласный стоит перед ним? ([н`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова, в конце слова)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают  сделать вывод )

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

7.Сказка про букву Я

Логопед: Следующий конверт . Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я. Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

Вывод:

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

8.Игра на фонематическое восприятие «Прятки».

А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру  «Прятки». Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я. У вас есть карточки  с буквами А , которая обозначает звук а и буква Я , которая обозначает звук я. Когда я скажу звук , слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.

Показать карточками  «а» или «я»: мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

9. Итог. Ребята , кто приходил к нам в гости? Какие звуки  гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли . А вам понравилось?  А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия на тему:"Дифференциация звуков Ф-Фь"

Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков Ф-Фь...

Фронтальное занятие по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"....

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [ С ] и [ З ] (для детей подготовительной к школе группы)

Цели:- Различие звуков С и З на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными- Закрепление навыков звукового...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...