Неделя логопедии в детском саду "Звонкая капель"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Татьяна Юрьевна Проплетина

 

Цель:  скоординированная организация совместной деятельности учителя – логопеда и всех участников педагогического процесса. Повышение уровня логопедической работы в дошкольном учреждении. Обеспечение комплексной квалифицированной коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

*    создание условий для развития речевой среды детского сада;

*    совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

*    развитие детей путем максимального использования предметно-практической деятельности.

*    расширение и систематизация знаний и представлений детей об звуковой культуре речи;

*    вовлечение родителей воспитанников в логопедическую работу с детьми. Побуждать их принимать активное творческое участие в педагогическом процессе.

 

Актуальность: Одним из показателей подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала дети осваивают звуковую речь, она является мостиком к усвоению грамоты.
Исследования ученых показали, что пятый год жизни ребенка является периодом высокой "языковой одаренности", особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Поэтому вводить дошкольников в звуковую систему родного языка надо уже с пятилетнего возраста. Задача специалистов, организовать педагогический процесс таким образом, чтобы не только ребёнок, но и все окружающие были увлечены интересным и увлекательным процессом обучения и преодоления определённых трудностей, связанных с речевыми нарушениями малыша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_zvukov.docx35.6 КБ
Файл logoritmika.docx17.66 КБ
Файл igry_s_myachom.docx17.56 КБ
Файл rechevoe_razvlechenie.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Понедельник: «Путешествие по волшебному миру  звуков»

Цель: Развитие фонематического восприятия и подготовка детей к анализу и синтезу звукового анализа слова. 

Сюрпризный момент: После зарядки, дети приходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей, что от куда - то доносится необычный звук (звук колокольчика), дети прислушиваются, педагог  предлагает пройти в спальню. Дети знакомятся с Звукознайкой. Он предлагает детям познакомить их с волшебным миром звуков, для этого ему придётся остаться с ними на всю неделю. Дети забирают Звукознайку в группу.

 

Утро:

Игра: «Приветствие»

Дети встают в круг, держатся за руки. Ребята, давайте по приветствуем друг друга. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.

Артикуляционная гимнастика с зеркалами в кругу.

Игра: «Воздушный шарик»

Цель: Развитие речевого дыхания.

Инструкция: «Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержите дыхание. «Сдуйте шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА), руки при этом опустите вниз рывками в такт выдоху. Задержите дыхание. Снова глубокий вдох, поднимите руки через стороны вверх («надуть шар»). Задержите дыхание. Выдохните резко одной порцией, опустив руки

через стороны вниз (ХА!)»

Игра: «Звуки вокруг нас»

Взрослый показывает картинки, а дети произносят звуки:

    «В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки».

    Как малыш плачет?   - а-а-а!

    А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит?    - о-о-о!

    Самолет в небе гудит.        – у-у-у!

    А пароход на реке гудит?     - ы-ы-ы!»

Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Игра «Узнай инструмент». Педагог  предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.

Игра «Что шуршит, что звенит?». Педагог показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

Затем ребята по одному выходят  и выполняют различные действия (шуршат бумагой,  стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.)- Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

        

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Будильник». Дети должны на слух найти спрятанный будильник.

Игра: Спортсмены»
Взрослый предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода): 
А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.

Игра: "Эхо"

Взрослый обсуждает с ребенком (или группой детей), что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка - эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.

Испорченный телефон.
Цель.Развитие фонематического слуха.
Описание игры.
Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

Игра «Морзянка»

Цель. Развитие чувства ритма.

Воспитатель говорит, что есть специальная азбука, в которой каждый звук отстукивается (азбука Морза). Детям предлагается  поиграть в разведчиков передавая друг другу слова с помощью отстукивания карандашом.

Игра «Угадай по звуку, что делать?»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Педагог делает любое движение, а дети повторяют его. Например, топает, хлопает, прыгает, стучит, бежит и т. д.

Игра: «Сосчитай удары»

        Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя), сколько ударов в бубен они услышали. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).

Работа с родителями: детьми совместно с родителями изготовление шумовых инструментов для музыкальных занятий.

Вторник:  Тема:  «Путешествие на улицу певцов»

Утро: Звукознайка показывает детям изображение красного замка. Сообщает, что сегодня они будут путешествовать по стране красного замка. Как вы думайте, кто там живёт? (гласные звуки).  Это город певцов и музыкантов.

Подвести итоги предыдущего дня, дать название новому.

Цель: Закрепить понятие о гласных звуках.

Игра: «Поймай гласный звук»

Педагог называет звуки, а дети должны хлопнуть, когда услышат гласный звук».

Игра «Хорист»

Пропеть заданный гласный звук.

Игра: «Звуковые песенки»
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

Фонетическая ритмика

Пора подвигаться, размяться! Встань пожалуйста и постарайся выполнить трудное задание: если услышишь в начале слова

звук У — губы вперёд и руки вперёд,

звук И — губы растягиваются в стороны и руки в стороны,

звук О — губы растягиваются вверх и вниз, а ты подними одну руку вверх, а другую опусти вниз.

А теперь слушай в предложении каждое слово и реагируй на первый звук движением:

Оля Увидела Индюка и Улыбнулась.

Ира Укрыла Игрушечного Ослика.

Илюша Очень Увлечён Игрой.

 Иней Укутал Избушку.

Иван Унёс Инструменты.

Послушай сказку, мой дружок.
Жил-был на свете голосок.
Он утром с солнышком вставал
И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет -
А.
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за
крылечком -
О.
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой -
У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет -
Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне
песню -
 Э».

Вот какие гласные,
Гласные прекрасные

Игра: «Назови первый звук»

Ребёнок называет первый звук в слове: аист, утка, Аня, осы, улица, индюк, утюг и т. д. (первый звук в слове гласный).

«Игра с мячом»

Взрослый произносит первый гласный звук, ребёнок придумывает слово с этим звуком.

Взрослый:            Ребёнок:

а …                      ист         (аист)

                             рбуз       (арбуз)     и т. д.  

«Пантомимы»  

Показать каждого члена семьи используя гласные звуки.    

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».

 Предлагаем детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А – А -А -А -А – А

Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

 Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А – У- О -У -А-А – О – У

Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Садитесь в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослые произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, а потом его качу. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Ведущий произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там. Играем малыми мячами. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Ведущий называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова…

Творческая игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звука А (И, У), и только с этой» Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

Домашнее задание:

Среда

Тема: «Путешествие по тихой и громкой улице»

Цель: Закрепить понятие о согласных звуках.

Подведение итогов предыдущего дня. Дать название новому дню.

Утро. Игры: «Назови звук», «Колокольчики» - развитие речи

Игра: «Путешествия по комнате (группе)»
Цель
. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук  «П». Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Игра: «Составь слово из отдельно названых звуков»
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.

Игра: «Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход

 На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

Игра: «Имена детей»
Цель. Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.
Ход
Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука
А.
Ребенок. Алиса, Аня, Антонина...
Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук
Т. какое имя девочки мы услышим?
Ребенок. Таня.
Взрослый к имени Аня добавь звук
С. Какое имя мальчика мы услышим?
Ребенок. Саня.
И т.д.

Игра: «Магазин»
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Игра: «Кто лучше слушает?»
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук "ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Игра: «Назови первый звук в слове».
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

Игра: «Где звук живет?».

Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произносят название, определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):

пирамидка, мяч, Незнайка...

волк, баран, матрешка, паровоз...

Игра:  «Звуковые бусы».

У каждого ребенка карточка с нарисованными в черно-белом варианте бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками: красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если согласный мягкий.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Ведущий называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова…

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Ведущий говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Ведущий бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Например: мяч – мячик, соловей – соловушка, соловейчик, цвет-цветок. цветочек…

Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки. Необходимое оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки. Ведущий вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

Игра: «Колокольчики»

Ведущий произносит ряд звуков, заранее договорившись с детьми, что реагировать звуком колокольчика они будут только на произнесение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.

Работа с родителями: рисунки на тему: «Путешествие в страну Звукарию»



Предварительный просмотр:

Логоритмика

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1.Закрепить знания детей об осени, ее приметах.

2. Развивать устойчивое слуховое внимание, интонационный, тембровый, ритмический слух, рече - двигательную координацию.

3. Формировать речевой словарь детей.

4. Продолжать развивать первоначальные творческие проявления детей, их фантазию и воображение.

            Материалы и оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записью музыки, костюмы  Антошки, Осени , деревянная ложка, детская гармошка, 2 ведра, картошка(для игры), выставка овощей и фруктов, 2 стола, панно    на тему «Осень» (деревья без листьев, ветки качаются), элементы листьев, тучек, солнца,  капелек, лучиков, платок, ложки по две на каждого ребенка(частушки).  

Ход

   Дети входят в зал и строятся в шеренгу.

     М.Р: (здоровается с детьми)

                    Дни давно короче стали,

Листья золотом горят,

Улетают птичьи стаи

За далекие моря…

   Ребята, сейчас мы с вами отправимся в гости к волшебнице Осени. А в путь мы отправимся на поезде

Музыкально - ритмическая игра «Поезд»

                   (аудиозапись музыки)

      Вот мы и попали с вами в осенний лес. Он полон сказок и чудес.

                    (слышится храп)

     Логопед: Осенний праздник дети ждали

                 И уж никак не ожидали,

                Что Осень будет крепко спать

             И позабудет нас встречать.

М.Р.:   Вы ошибаетесь, это не Осень.

Логопед: Ну а кто?

М.Р.:   Давайте посмотрим. Да это же Антошка. Рядом лежит ложка.

Логопед: Что же делать, как нам быть, Как Антошку разбудить?

Герои: Входят слякоть и моросяка. Мы вам поможем.   Наверное, надо похлопать и потопать. Давайте, ребята, поиграем в  игру

       Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо»

               (Просыпается Антошка. Здоровается со всеми. Приглашает сесть на стульчики)

Антошка: Не люблю копать картошку,

У меня в руках гармошка,

Есть иду с огромной ложкой,

А зовут меня Антошкой!

Логопед.:       Ай-яй-яй!

  Жалко нам тебя, Антошка,

  Что ленивый ты немножко.

   Про тебя ребята даже песенку знают. Давайте споем.

Песня «Антошка»

Антошка: Я скажу вам по секрету,

                  Ничего труднее нету,

                  Чем картошечку копать

                  Да в ведерко собирать.

Логопед: Ну что ты, Антошка, наоборот, нет ничего проще. Вот посмотри, как  быстро и весело справляются с этим ребята.

Подвижная игра «Собери картошку»

Антошка:  Ай да молодцы, ребята! Как картошку быстро собрали, ни одной  не осталось. Я тоже хочу так научиться. Побегу быстрее  тренироваться. До свидания! (уходит)

Логопед.: Вот Антошка и убежал! Ребята, давайте посмотрим, какой богатый урожай мы все дружно собрали.     (Рассматривают выставку)

                  Урожай большой собрали, пора и капусту солить.

                   

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

     Муз. рук- ль: Ребята, урожай мы собрали, капусту засолили. Но что-то к нам Осень не идет. Давайте  ее позовем нашей песней .

             Песня «Листик желтый» О.Гомоновой

                       (входит Осень)

Осень: Добрый день, а вот и я!

              Здравствуйте, мои друзья.

             Вас не видела весь год,

             Наступил и мой черед!

Логопед.:  Осень, все ребята тебя ждали и хотят прочитать для тебя стихи.

стихи по выбору  логопеда

Осень: (хвалит детей) Вот, ребятки так  ребятки!  Отгадайте-ка загадки.

  • Пыль раздувает, деревья качает,

Воет, завывает, с деревьев листья срывает.(ветер)

  • Оно весь мир обогревает, и усталости не знает.

Улыбается в оконце, а зовут его все……(солнце)

  • Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (туча)

                  Муз. рук-ль: (хвалит детей) Давайте придумает свои картины про осень.

                  Составляют панно на тему «Осень» из готовых элементов под музыку Чайковского «Осень»)

Осень: (хвалит детей) А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Музыкальная игра «Дождик»

Осень раздает угощение, прощается и уходит. Дети идут в группу.

 



Предварительный просмотр:

Игры с мячом

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».

 Предлагаем детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А – А -А -А -А – А

Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

 Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А – У- О -У -А-А – О – У

Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Садитесь в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослые произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, а потом его качу. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Ведущий произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там. Играем малыми мячами. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Ведущий называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова…

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай — сколько звуков, называй». Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Например: мяч – мячик, соловей – соловушка, соловейчик, цвет-цветок. цветочек…

Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

Игра «Разноцветные мячики» -         Красный — гласный. Синий — нет.

Что за звук? Мне дай ответ! 

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Игра «Тихо — громко» -         Мы катались по горам,

Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Игра «Мяч поймай — слово составляй»         Мы поймали три мяча —

         Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.

Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

Кто бросать, а кто ловить,

Будешь ты у нас водить.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел мячик погулять,

Но ребята увидали

И пропасть ему не дали.

Стали дети с ним играть,

 Стали игры выбирать.




Предварительный просмотр:

Речевое развлечение «Путешествие в страну Звукарию»

Программное содержание: Закрепить знания о звуках. Продолжать работу над формированием связной речи, интонационной выразительностью, развитием звукового анализа, умением делить слова на слоги. Активизировать внимание. Формировать положительное взаимоотношение детей со сверстниками, со взрослыми.

Оборудование: Книга сказок, ширма, музыкальные инструменты, схемы пантомим,

Ход

Организационный момент.

Логопед. Ребята, вы любите сказки? (Да). 
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей).
- Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала).

Логопед. Ребята, вы знаете, что в мире много разных стран. Некоторые из них находятся близко от нас, некоторые – далеко. И называются страны по-разному. Мы с вами уже совершили путешествие, но не в настоящие, а в сказочные страны. Вот и сегодня Звукознайка приглашает нас в свою страну Звукарию. Но чтобы попасть в эту страну мы должны открыть дверь, которая находится в книге сказок.

Игра: «Угадай, что звучит». Логопед за ширмой, предлагает отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.

Логопед: Вот и открылась волшебная дверь в страну Звукарию. Заходите (дети проходят через книгу).

Логопед: Ребята, посмотрите, кто нас тут встречает.

Медведь: Здравствуйте, дети!

Звукознайка: Здравствуй, Мишутка! А что ты тут делаешь?

Медведь: Ой, ой, ой, я заблудился, потерялся и не знаю, где оказался. Скажите дети, где я?

Звукознайка: Ты, попал в страну Звукарию, хочешь мы тебя познакомим с ней?

Медведь: Конечно, хочу, а вы меня потом проводите к себе домой, в лес?

Звукознайка: Проводим. Ребята, мы с вами попали в волшебную страну, а поздороваться забыли. Давайте поприветствуем всех.

Упражнение «Доброе утро»

Звукознайка: Сначала, мы расскажем Мишке о улице Певцов. Кто скажет, что же это за улица? (гласных звуков).

Звукознайка показывает схемы:

Послушай сказку, мой дружок.
Жил-был на свете голосок.
Он утром с солнышком вставал,
И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет -
А.
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за
крылечком -
О.
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой -
У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет -
Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне
песню -
 Э».

Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.

Звукознайка: А ещё, гласные могут разговаривать.

«Пантомимы»  

Показать каждого члена семьи используя гласные звуки.    

Звукознайка: А сейчас отправляемся на громкую и тихую улицу. Какие звуки там живут? (согласные).

Игра с музыкальным сопровождением: «Утро» 37 Екатерина и Сергей Железновы «Развивалочки от 1 до 5»

Утром петушок встаёт,

«Кукареку» нам поёт:

Просыпайтесь, рассвело,

Солнце на небо взошло!

Воробьёв весёлый крик

Бдит нас: «Чирик, чирик!»

И заснуть нам помешав,

Лает пёс: «ав, ав,ав, ав!»

«Ме, ме, ме!» - кричит козёл.

Сон у нас совсем пршёл,

А потом в ответ ему:

«Му», - мычит корова, - «Му!»

Хватит, хватит нам лежать

Надо, надо нам вставать:

«Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля!

Это песенка моя!»

«Постучи-передай»

Взрослый под бубен напевает слоги: ба-ба-БА, бо-бо-БО, бу-бу-БУ и т.д., выделяя голосом и более сильным ударом в бубен последний слог на мелодию « Постучи — передай ». Дети передают бубен по кругу друг другу, согласуя удары в бубен с количеством слогов. Взрослый подсказывает каждому из детей следующий слог по ходу игры.

Игра «Звучащие игрушки»

Звукознвйка: Вот  мы и познакомили Мишутку со страной Звукарией, е сейчас пора проводить его домой. Ребята, давайте попрощаемся с Мишуткой.

Мишутка: До свидания ребята.

Логопед:

 Вот и день к концу подходит,
Вечереет, ночь приходит,
Но пришла пора прощаться,
В детский садик возвращаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопед в детском саду (логопед, воспитатель, родитель)

В статье говорится о таком важном факторе в коррекции речи ребёнка, как тендем между логопедом, воспитателем и родителем. Ведь только такая модель взаимодействия успешна и эффективно оправдыват себя....

Отчет о недели логопедии

Отчет о недели логопедии...

Конспект первого дня недели логопедии на тему "Выше радуги"

В ходе занятия дети учатся подбирать слова-предметы по их признакам, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, распространять простые  предложения.  Познакомилис...

Конспект второго дня недели логопедии на тему "Выше радуги"

Конспект развлечения для детей подготовительной группы. Проводится  совместно с музыкальным руководителем в музыкальном зале....

Неделя логопедии в МДОУ «Детский сад» №4 «Родничок» (2 младшая-средняя группа).

В детском саду № 4 «Родничок» с целью повышения и формирования интереса к логопедии, стремления оказывать детям действенную помощь в преодолении речевых нарушений с 7 по 10 ноября 2017 год...

Проект "Неделя логопеда в МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" п.Пангоды" "Логопедическая палитра"

Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений....