годовой отчет учителя-логопеда на логопункте
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Краткое содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_uchitelya-logopeda_2016-2017_uch.g.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ №30 г.о. Химки ДО «Бибигон»
Аналитический отчет учителя-логопеда Константиновой Эльвиры Николаевны
о проделанной работе за 2016–2017 учебный год
Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышенным требованием к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
В декабре 2016 г., была разработана и введена в действие Примерная Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда, предназначенная для детей 5–7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных по результатам обследования и решением внеочередного ПМПК на логопедический пункт ДОУ.
Примерная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составили:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
- Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г.
- Положение о логопедическом пункте ДОУ;
- А также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
В декабре 2016 года по результатам обследования и решением внеочередного ПМПК на логопедический пункт ДОУ были зачислены 25 детей. Дети имели разные речевые нарушения – ФФНР, ОНР III уровня.
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДО.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДО по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДО в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- Формирование грамматического строя речи:
а) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
в) словообразование;
- Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Цель работы учителя-логопеда: Организация коррекционно – образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Своевременная диагностика речевых нарушений (подготовительная к школе группа);
- Коррекция речевых нарушений.
- Распространение логопедических знаний среди воспитателей и родителей.
- Самообразование.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДО, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Форма организации обучения на логопедическом пункте ДО – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводились с 08 декабря 2016г. по регламенту ООД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДО и воспитателями групп, логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической ООД составлялся таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составило 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводились подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГ и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определялось характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимались с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года. Согласно положению о логопедическом пункте ДО, в течение года на логопункте занимаются до 25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итогом обследовании речевого развития детей на логопункте ДО. Для диагностики использую методики логопедического обследования О.А. Безруковой и О.Н. Каленковой. Сроки проведения мониторинговых исследований – декабрь, май. (См. Приложение)
Интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДО.
На логопедическом пункте ДО привлекаю родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на индивидуальных приемах и ежедневно в письменной форме в специальных тетрадях.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, постоянно обновляю стенд «Уголок логопеда» в коридоре ДО, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Согласно годовому плану провела родительские собрания в начале и в конце учебного года. Систематически привлекаю родителей к коррекционной работе с показом индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков.
Организовала совместный проект по теме: «Экология и речевое развитие дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ».
Внедрила методическую разработку в коррекционно-образовательную деятельность ДО по теме «Перелетные птицы», в результате которой родители приняли активное участие и изготовили книжки-малышки.
Для педагогов, согласно годовому плану, провела консультации по темам: «Развитие артикуляционной моторики», «Развитие плавного речевого выдоха», «Игры со звуками и словами», «Развитие фонетического восприятия».
Провела открытое индивидуально-подгрупповое ООД для воспитателей по теме: «Автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи».
Выступила на педсовете с результатами обследования устной речи в начале года и в конце учебного года об эффективности логопедической работы.
Познакомила педагогов ДО «Бибигон» с долгосрочным проектом: «Экология и речевое развитие дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ».
Провела совместное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на ПМПК; выявила детей для коррекции речи, провела профилактические мероприятия коррекционного воздействия для нуждающихся детей в рамках ПМПк.
Участник вебинара от 14.09.2016г. «Инновационные приемы проведения первичного обследования речи дошкольников с ОНР», М.; 2ч.
Участник вебинара от 21.09.2016г. «Игровые коррекционные методы формирования фонематического восприятия у детей с ОВЗ», М.; 2ч.
Участник вебинара от 13.12.2016г. Тема: «Реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения с использованием специализированного оборудования и программного обеспечения», М.; 2 ч.
Участник вебинара от 31.01.2017г. «Коррекция речевых нарушений детей и взрослых с использованием методик «Виэль», СПб.; 2 ч.
Принимала участие от 16.02.2017г. в мастер-классе на тему: «Зондовый логопедический массаж. Базовые приемы и экспресс-схемы логомассажа» М.; 2 ч.
Успешно прошла тесты Управления дошкольным образованием. Имею диплом I cтепени. Москва, «Инфоурок», от 01.03.2017г.
Прошла курсы повышения квалификации в Федеральном Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего Образования «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург, с 20.06.2017г по 27.06.2017г. по программе «Речевое развитие детей с ОВЗ в свете требований ФГОС», в объеме 72 часа.
Победитель, I степени, Всероссийского конкурса «Духовное наследие ВОВ - важный источник гражданского воспитания молодежи» по темам: «Сборник стихов в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Победитель, I степени, Всероссийского конкурса «Духовное наследие ВОВ - важный источник гражданского воспитания молодежи» по темам: «Бессмертный полк».
Победитель, I место, Международного конкурса на лучшую методическую разработку, посвященную перелетным птицам. Номинация: методическая разработка. Название: Презентация «Перелетные птицы».
Участник Премии Губернатора МО «Наше Подмосковье» на сайте: http://наше-подмосковье.рф. Проект: ««Экология и речевое развитие дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ».
Имею публикации на международном образовательном портале Маам и являюсь участником сетевого педагогического сообщества http://www.maam.ru/users/dfketd с 30 мая 2014г.
Оформила электронное портфолио на сайте социальной сети работников образования http://www.nsportal.ru
Дети, также являются активными участниками и победителями различных муниципальных конкурсов. В муниципальном фестивале искусств «Весенний ветер», Калакура Арина победитель в жанре художественное слово.
Хочется отметить, что за короткий срок оснащен логопедический кабинет необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. Организована предметно-пространственная развивающая среда, разнообразен материал, ТСО. Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
- Зона для индивидуальной работы;
- Учебная зона для проведения подгрупповых занятий;
- Рабочая зона логопеда.
Таким образом, созданы условия для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии.
Но превышение нормативов комплектования логопункта, в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, оформлению большего количества документации и соответственно уменьшению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с ребенком. Хочется отметить на необходимость концентрации совместных усилий по преодолению речевой патологии всех педагогов и родителей, воспитанников с нарушениями речи, что само по себе положительно. Иногда приходится преодолевать инертность мышления некоторых педагогов и родителей, считающих, что работа с детьми-логопатами трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени, что снижает его привлекательность. Или, наоборот, считающих, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий, с их стороны. Приходится: убеждать, что нужно набраться терпения, систематически вести работу с ребёнком, так как за положительным результатом всегда стоит огромный труд. Самостоятельно, без усилий со стороны профильных специалистов и родителей ребёнок проблему не решит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...
Годовой отчет учителя- логопеда
Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....
Годовой отчет учителя-логопеда.
Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год....
Годовой отчет учителя- логопеда Веревкиной Т.Н.
Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т.Н. за 2015-2016 учебный год...