годовой отчет учителя-логопеда на логопункте
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Константинова Эльвира Николаевна


Краткое содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_uchitelya-logopeda_2016-2017_uch.g.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ №30 г.о. Химки ДО «Бибигон»

Аналитический отчет учителя-логопеда Константиновой Эльвиры Николаевны

о проделанной работе за 2016–2017 учебный год

    Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи,  в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышенным требованием к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

    В декабре 2016 г., была разработана и введена в действие Примерная Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности  учителя-логопеда,  предназначенная для детей 5–7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и  др.), зачисленных по результатам обследования и решением внеочередного ПМПК на логопедический пункт ДОУ.

   Примерная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим  систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи  в условиях воспитательно-образовательного процесса.  

  Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности  учителя-логопеда составили:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г.
  • Положение  о логопедическом пункте ДОУ;
  • А также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

    В декабре 2016 года по результатам обследования и решением внеочередного ПМПК на логопедический пункт ДОУ были зачислены 25 детей. Дети имели разные речевые нарушения – ФФНР, ОНР III уровня.

    Главной идеей рабочей программы  является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДО.

   Основными направлениями  работы учителя-логопеда ДО по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДО  в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие»  ФГОС  ДО являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения)  - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
  4. Формирование грамматического строя речи:

а) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

в) словообразование;

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
  2. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Цель работы учителя-логопеда: Организация коррекционно – образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Своевременная диагностика речевых нарушений (подготовительная к школе группа);
  2. Коррекция речевых нарушений.
  3. Распространение логопедических знаний среди воспитателей и родителей.
  4. Самообразование.

    Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР  у детей, зачисленных на логопункт ДО,  обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

   Форма организации обучения на логопедическом пункте ДО  – подгрупповая  и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольниками  является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной  из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

     Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводились  с 08 декабря 2016г. по регламенту ООД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДО  и воспитателями групп, логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической ООД составлялся таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составило 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни -  25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводились подгрупповые занятия с детьми с ОНР  по развитию ЛГ и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек.

    Частота проведения индивидуальных занятий определялось характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимались с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю. 

   Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР   составляет  6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года.   Согласно положению о логопедическом пункте ДО, в течение года на логопункте  занимаются до 25 детей.  Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итогом обследовании речевого развития детей на логопункте ДО. Для диагностики использую методики логопедического обследования О.А. Безруковой и О.Н. Каленковой. Сроки проведения мониторинговых исследований – декабрь, май. (См. Приложение)      

    Интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДО.

    На логопедическом пункте ДО  привлекаю   родителей к коррекционно-развивающей работе  через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на индивидуальных приемах и ежедневно в письменной форме  в специальных тетрадях.      

    Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, постоянно обновляю  стенд  «Уголок логопеда» в коридоре ДО, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

     Согласно годовому плану провела родительские собрания в начале и в конце учебного года.  Систематически привлекаю родителей к коррекционной работе с показом индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков.

   Организовала совместный проект по теме: «Экология и речевое развитие дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ».

Внедрила методическую разработку в коррекционно-образовательную деятельность ДО  по теме «Перелетные птицы», в результате которой родители приняли активное участие  и изготовили  книжки-малышки.

     Для педагогов, согласно годовому плану, провела консультации по темам: «Развитие артикуляционной моторики», «Развитие плавного речевого выдоха», «Игры со звуками и словами», «Развитие фонетического восприятия».

    Провела открытое индивидуально-подгрупповое ООД для воспитателей по теме: «Автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи».

    Выступила на педсовете с результатами обследования устной речи в начале года и в конце учебного года об эффективности логопедической работы.

     Познакомила педагогов ДО «Бибигон» с долгосрочным проектом: «Экология и речевое развитие дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ».  

      Провела совместное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на ПМПК; выявила детей для коррекции речи, провела профилактические мероприятия коррекционного воздействия для нуждающихся детей в рамках ПМПк.   

     Участник вебинара от 14.09.2016г. «Инновационные приемы проведения первичного обследования речи дошкольников с ОНР», М.; 2ч.

     Участник вебинара от 21.09.2016г. «Игровые коррекционные методы формирования фонематического восприятия у детей с ОВЗ», М.; 2ч.

     Участник вебинара от 13.12.2016г. Тема: «Реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения с использованием специализированного оборудования и программного обеспечения», М.; 2 ч.

    Участник вебинара от 31.01.2017г. «Коррекция речевых нарушений детей и взрослых с использованием методик «Виэль», СПб.; 2 ч.

    Принимала участие от 16.02.2017г. в мастер-классе на тему: «Зондовый логопедический массаж. Базовые приемы и экспресс-схемы логомассажа» М.; 2 ч.

     Успешно прошла тесты Управления дошкольным образованием. Имею диплом  I cтепени. Москва, «Инфоурок», от 01.03.2017г.

    Прошла курсы повышения квалификации в Федеральном Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего Образования «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург, с 20.06.2017г по 27.06.2017г. по программе «Речевое развитие детей с ОВЗ в свете требований ФГОС», в объеме 72 часа.

   Победитель, I  степени, Всероссийского конкурса «Духовное наследие ВОВ - важный источник гражданского воспитания молодежи» по темам: «Сборник стихов в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста». 

   Победитель, I  степени, Всероссийского конкурса «Духовное наследие ВОВ - важный источник гражданского воспитания молодежи» по темам: «Бессмертный полк».

   Победитель, I  место, Международного конкурса на лучшую методическую разработку, посвященную перелетным птицам. Номинация: методическая разработка. Название: Презентация «Перелетные птицы».

   Участник Премии Губернатора МО «Наше Подмосковье» на сайте: http://наше-подмосковье.рф. Проект: ««Экология и речевое развитие дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ».

   Имею публикации на международном образовательном портале Маам и являюсь участником сетевого педагогического сообщества http://www.maam.ru/users/dfketd с 30 мая 2014г.

     Оформила электронное портфолио на сайте социальной сети работников образования http://www.nsportal.ru

     Дети, также являются  активными участниками и победителями различных муниципальных конкурсов. В муниципальном  фестивале искусств «Весенний ветер», Калакура Арина победитель в жанре художественное слово.

    Хочется отметить, что за короткий срок оснащен логопедический кабинет необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. Организована предметно-пространственная  развивающая  среда, разнообразен материал, ТСО. Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона для индивидуальной работы;
  2. Учебная зона для проведения подгрупповых занятий;
  3. Рабочая зона логопеда.

    Таким образом, созданы условия для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии.

   Но превышение нормативов комплектования логопункта, в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, оформлению большего количества документации и соответственно уменьшению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с ребенком. Хочется отметить на необходимость концентрации совместных усилий по преодолению речевой патологии всех педагогов и родителей, воспитанников с нарушениями речи, что само по себе положительно. Иногда приходится преодолевать инертность мышления некоторых педагогов и родителей, считающих, что работа с детьми-логопатами трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени, что снижает его привлекательность. Или, наоборот, считающих, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий, с их стороны. Приходится: убеждать, что нужно набраться терпения, систематически вести работу с ребёнком, так как за положительным результатом всегда стоит огромный труд. Самостоятельно, без усилий со стороны профильных специалистов и родителей ребёнок проблему не решит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....

Годовой отчет учителя-логопеда.

Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год....

Годовой отчет учителя- логопеда Веревкиной Т.Н.

  Годовой отчет Учителя логопеда  старшей логопедической группы  компенсирующей направленности Веревкина Т.Н.  за 2015-2016 учебный год...