Консультация для педагогов ДОО на тему: «Игры в работе с детьми с ОНР»
консультация по логопедии по теме

Колесникова Алла Анатольевна

Консультация для педагогов ДОО на тему:

«Игры в работе с детьми с ОНР».

Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка ОНР.

Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении.

Педагог должен поощрять любые попытки детей о чем-то спросить, сообщить взрослому; в процессе режимных моментов постоянно побуждать ребят обращаться за помощью, советом к взрослому, товарищу.

У детей с ОНР почти всегда страдают мыслительные процессы и познавательная деятельность. Для них характерны слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Поэтому перед логопедом и воспитателями стоит задача не только коррекции звукопроизношения, но и формирование психических процессов.

Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к занятиям можно только заинтересовав их, то есть сделав обучение занимательным. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования произвольного внимания – избирательной направленности на определенный предмет или явление окружающего мира. Процесс формирования произвольного внимания должен происходить ежедневно в форме игры. Оценив уровень умственного развития детей данной группы педагог должен составить перечень игр, которые вызывают у них наибольший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.

Приведем пример перечень игр соревновательного характера и нетрадиционных игр для формирования связной речи, произвольного внимания, обучения грамоте.

Игры на формирование связной речи.

1.“Живые буквы”. У каждого ребенка карточка с буквой. Дети должны расставить буквы так, чтобы получилось названное педагогом слово.

2.“Собери бусы”. Дети нанизывают на шнурок крышки от пластиковых бутылок только тех цветов, в названии которых есть названный педагогом звук.

3.“Перекличка”. Дети встают в ряд. Педагог называет звук. Выходят вперед дети, в именах которых есть названный звук.

4.“Конкурс чтецов”. Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение.

5.“Опиши товарища”. Ребенок рассказывает о своем друге (его характере, привычках, учитывая его характерные особенности.

6.“Передай доброту”. Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2-3 нежных, ласковых слова или составит предложение.

7.“Рассели животных в домики”. Дети должны определить место звука в слове или определить первый звук и поселить животное в соответствующий домик.

8.“В каком вагоне поедут картинки”. Ребенок должен определить первый звук в названии картинки, а затем разделить слово на слоги.

9.“Расскажи о своей маме”. Ребенок должен рассказать о своей маме: характере, о привычках, учитывая характерные особенности.

10.“Магазин игрушек”. Дети идут в “магазин”, покупают нужную игрушку, определяя первый или последний звуки в ее названии и отдают “продавцу” соответствующую букву -“денежку”.

11.“Путешествие в страну Лапландию”. Дети называют слова, составляют предложения с названным педагогом звуком, находят данный звук в названии предметов групповой комнаты.

12.“Сделай рекламу щенку”. Дети делятся на 2 команды. Предлагается сделать рекламу щенку, то есть рассказать все, что они знают про него. Первая команда подбирает прилагательные (маленький, красивый, шустрый, ласковый, Вторая команда подбирает глаголы (сидит, кусает, прыгает, подкрадывается) .

Игры соревновательного характера.

1.“Кто быстрее соберет целое из частей”. Дети собирают картинки, разрезанные на 6-7 частей.

2.“Кто больше назовет… ” Педагог называет тему, например, “Домашние животные”. Дети называют по очереди. Можно разделить детей на 2 команды.

3.“Запомни и назови”. Педагог раскладывает на столе 8-10 игрушек. Дети в течение 1 минуты смотрят, запоминают их. Затем педагог накрывает предметы, а дети по памяти называют их.

4.“Кто выразительнее произнесет чистоговорку”. Дети по очереди произносят по одной чистоговорке; прислушиваются, кто лучше произнес.

5.“Кто больше назовет рыбок”. Дети делятся на 2 команды. У них удочки с крючками-магнитами. На картинках со звуками также приклеплены магниты. Ребенок должен “ловит” рыбку-картинку на определенный звук.

Игры на формирование произвольного внимания.

1.“Найди буквы”. Картинка: контуры букв наложены друг на друга. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображение и назвать буквы.

2.“Подчеркни апельсин, зачеркни морковь”. Картинка: ряд рисунков овощей и фруктов. Ребенок должен подчеркнуть и зачеркнуть указанные педагогом изображения.

3.“Найди различия”. Ребенок должен найти различия на двух схожих картинках (не показывая различия молча, а говоря о них предложениями) .

4.“Почта”. Детям прислали посылку (любой персонаж). Они должны определить кому какой подарок предназначен, и объяснить почему (например, первый звук в имени ребенка соответствует первому звуку в названии подарка) .

5.“Что перепутал художник? ”. Картинка: снеговик стоит на траве, конура с собакой на дереве и т. д. Ребенок должен рассказать, что на картинке изображено неправильно.

6.“Пантомима”. Один ребенок выполняет движения. Второй ребенок должен догадаться, что он делает и рассказать об этом последовательно.

7.“Назови правильно”. Педагог называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов-предметов из этой группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №176»

Консультация для педагогов ДОО на тему:

«Игры в работе с детьми с ОНР»

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД:

Колесникова А.А.

Г. САРАТОВ, 2017 г.

Консультация для педагогов ДОО на тему:

«Игры в работе с детьми с ОНР».

Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка ОНР.

Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении.

Педагог должен поощрять любые попытки детей о чем-то спросить, сообщить взрослому; в процессе режимных моментов постоянно побуждать ребят обращаться за помощью, советом к взрослому, товарищу.

У детей с ОНР почти всегда страдают мыслительные процессы и познавательная деятельность. Для них характерны слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Поэтому перед логопедом и воспитателями стоит задача не только коррекции звукопроизношения, но и формирование психических процессов.

Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к занятиям можно только заинтересовав их, то есть сделав обучение занимательным. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования произвольного внимания – избирательной направленности на определенный предмет или явление окружающего мира. Процесс формирования произвольного внимания должен происходить ежедневно в форме игры. Оценив уровень умственного развития детей данной группы педагог должен составить перечень игр, которые вызывают у них наибольший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.

Приведем пример перечень игр соревновательного характера и нетрадиционных игр для формирования связной речи, произвольного внимания, обучения грамоте.

Игры на формирование связной речи.

1.“Живые буквы”. У каждого ребенка карточка с буквой. Дети должны расставить буквы так, чтобы получилось названное педагогом слово.

2.“Собери бусы”. Дети нанизывают на шнурок крышки от пластиковых бутылок только тех цветов, в названии которых есть названный педагогом звук.

3.“Перекличка”. Дети встают в ряд. Педагог называет звук. Выходят вперед дети, в именах которых есть названный звук.

4.“Конкурс чтецов”. Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение.

5.“Опиши товарища”. Ребенок рассказывает о своем друге (его характере, привычках, учитывая его характерные особенности.

6.“Передай доброту”. Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2-3 нежных, ласковых слова или составит предложение.

7.“Рассели животных в домики”. Дети должны определить место звука в слове или определить первый звук и поселить животное в соответствующий домик.

8.“В каком вагоне поедут картинки”. Ребенок должен определить первый звук в названии картинки, а затем разделить слово на слоги.

9.“Расскажи о своей маме”. Ребенок должен рассказать о своей маме: характере, о привычках, учитывая характерные особенности.

10.“Магазин игрушек”. Дети идут в “магазин”, покупают нужную игрушку, определяя первый или последний звуки в ее названии и отдают “продавцу” соответствующую букву -“денежку”.

11.“Путешествие в страну Лапландию”. Дети называют слова, составляют предложения с названным педагогом звуком, находят данный звук в названии предметов групповой комнаты.

12.“Сделай рекламу щенку”. Дети делятся на 2 команды. Предлагается сделать рекламу щенку, то есть рассказать все, что они знают про него. Первая команда подбирает прилагательные (маленький, красивый, шустрый, ласковый, Вторая команда подбирает глаголы (сидит, кусает, прыгает, подкрадывается) .

Игры соревновательного характера.

1.“Кто быстрее соберет целое из частей”. Дети собирают картинки, разрезанные на 6-7 частей.

2.“Кто больше назовет… ” Педагог называет тему, например, “Домашние животные”. Дети называют по очереди. Можно разделить детей на 2 команды.

3.“Запомни и назови”. Педагог раскладывает на столе 8-10 игрушек. Дети в течение 1 минуты смотрят, запоминают их. Затем педагог накрывает предметы, а дети по памяти называют их.

4.“Кто выразительнее произнесет чистоговорку”. Дети по очереди произносят по одной чистоговорке; прислушиваются, кто лучше произнес.

5.“Кто больше назовет рыбок”. Дети делятся на 2 команды. У них удочки с крючками-магнитами. На картинках со звуками также приклеплены магниты. Ребенок должен “ловит” рыбку-картинку на определенный звук.

Игры на формирование произвольного внимания.

1.“Найди буквы”. Картинка: контуры букв наложены друг на друга. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображение и назвать буквы.

2.“Подчеркни апельсин, зачеркни морковь”. Картинка: ряд рисунков овощей и фруктов. Ребенок должен подчеркнуть и зачеркнуть указанные педагогом изображения.

3.“Найди различия”. Ребенок должен найти различия на двух схожих картинках (не показывая различия молча, а говоря о них предложениями) .

4.“Почта”. Детям прислали посылку (любой персонаж). Они должны определить кому какой подарок предназначен, и объяснить почему (например, первый звук в имени ребенка соответствует первому звуку в названии подарка) .

5.“Что перепутал художник? ”. Картинка: снеговик стоит на траве, конура с собакой на дереве и т. д. Ребенок должен рассказать, что на картинке изображено неправильно.

6.“Пантомима”. Один ребенок выполняет движения. Второй ребенок должен догадаться, что он делает и рассказать об этом последовательно.

7.“Назови правильно”. Педагог называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов-предметов из этой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Давайте узнаем как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образователь...

Консультация для педагогов "Использование занимательной математики в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста"

Использование занимательной математики в индивидуально работе с детьми дошкольного возраста...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Консультация для педагогов "Путаницы, загадки, дидактические игры в работе с детьми среднего дошкольного возраста "

Путаницы, загадки, дидактические игры в работе с детьми среднего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов. «Путаницы, загадки. дидактические игры в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Путаницы, загадки. дидактические игры в работе с детьми  среднего дошкольного возраста....