Направления коррекционной работы с детьми, имеющими диагноз ОНР
статья по логопедии на тему

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Раскрывается  комплекс игр, направленных на развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукопроизношения, общих речевых навыков, лексического строя речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.

Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы:

- воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;

- различать звуки речи в словах;

- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.);

- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

- сравнивать свою речь с речью окружающих;

- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений.

«Слуховые» игры.

1. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.

Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т. п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).

Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.

2. «Солнце и дождик». Цель – учить дифференцировать на слух громкое и тихое звучание бубна.

Ход игры – бубен звучит тихо – дети свободно ходят по группе, бубен звучит громко – дети убегают на стульчики.

3. «Угадай, кто зовет?» Цель – воспитывать умение по голосу различать друг друга.

Ход игры – дети сидят полукругом. Водящий, с мишкой (или с куклой)   располагается спиной ко всем на расстоянии 3-4 метров. Воспитатель, проходя за спинами детей, дотрагивается до плеча одного из них. Этот ребенок, голосом достаточной силы, произносит: «Ау, мишка!» Водящий по голосу определяет, кто из детей произнес фразу.

4. «Где звенит?» Цель – воспитывать умение определять направление звука.

Ход игры – дети делятся на три подгруппы и рассаживаются в разных местах комнаты. Водящий становится спиной к ним. По сигналу воспитателя дети одной из подгрупп звенят погремушками. Водящий должен определить направление звука: слева, справа, сзади.

5. «Что звучит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать на слух звучание разных музыкальных и звучащих игрушек.

Ход игры – воспитатель рассматривает с детьми звучащие игрушки, уточняет их название, предлагает послушать и запомнить, как звучит бубен, погремушка, гармошка и т. п. Затем все игрушки убираются за ширму. За ширму поочередно приглашаются дети, которые действуют с той или иной игрушкой. Все остальные по звуку должны узнать, с какой игрушкой играл водящий.

6. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.

Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехал трамвай, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т. п.

Игры на развитие фонематического слуха.

1. «Кто внимательный?» Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук.

Ход игры – воспитатель неторопливо произносит слова. Если дети слышат в произносимом слове указанный звук, то хлопают в ладоши, если указанного звука в слове нет, сидят спокойно. Например, в словах следует выделить звук [ж]: жук, шапка, жираф, ножницы, санки, флажок, ёжик, сумка, велосипед, жакет, художник.

2. «Подскажи звук». Цель – назвать недостающий в слове звук.

Ход игры – воспитатель говорит предложение. В отдельных словах он не договаривает последний звук. Дети должны заметить и сказать какого звука не хватает. Например: Ученик держит в руке каранда… (ш). в зоопарке живут сло (н, жира (ф, медве (ть).

3. «Магазин». Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком.

Ход игры – продавец продает покупателям только те игрушки, в названии которых есть, например, звук [л].

4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.

Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова. и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т. д.

5. «Какими звуками отличаются слова?». Цель – учить дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Ход игры – Воспитатель называет пары слов, дети должны сказать, какими звуками они отличаются: кот – год, сом – дом, коса – коза, ложка – кошка, ветка – сетка, почка – бочка.

6. «Света и Зоя». Цель – упражнять в умении дифференцировать слова со звуками [с] и [з].

Ход игры – воспитатель предлагает детям распределить игрушки и предметы между Зоей и Светой. В названии предметов для Зои должен встречаться звук [з], а в названии предметов для Светы - звук [с]. Например, для Светы дети должны подобрать – сумку, косынку, савок, скакалку, а для Зои – зайца, зонт, розу, вазу, козу.

7. «Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. Воспитатель подбирает парные картинки со словами паронимами (вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.

Развитие звукопроизношения

«Кто больше»

Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.

Материал: сюжетная картинка, например «улица», фишки.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы, в названии которых есть определённый звук. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

 «Что в мешочке»

Цель: Закреплять правильное произношение звука[ц], выделять слова со звуком из группы других слов.

Материал: мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц], например: курица, пуговица, ножницы, а также другие игрушки: мяч, кубик.

Ход игры: Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди  игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук [ц] и назвать их.

«Продолжи слово"

Цель: закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить

Например: Ра –ра-ра начинается иг.

Ры –ры –ры у мальчика ша…

Ро –ро –ро у нас новое вед…

Ру –ру –ру родолжаем мы иг…

Затем предлагает детям самим придумать фразу.

«Разрезные картинки»

Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слов и предложений, развитие мелкой моторики, пространственных представлений.

Ход игры. Ребенку предлагается собрать несколько картинок (детали для каждой картинки могут предлагаться поочередно или перемешиваться, в зависимости от подготовки ребенка). После того как картинки собраны, ребенок должен правильно назвать их и составить по одному предложению с каждой из них. Картинки подбираются так, чтобы в их названии содержался звук, требующий автоматизации.

«Что можно сделать за одну минуту»

Цель: автоматизация поставленных звуков во фразе,  формирование представлений о длительности времени на основе наблюдений детей за действиями других людей

Ход игры. Ребенку предлагается отобрать картинки, изображенные действия на которых, можно выполнить за одну минуту и объяснить свой выбор. Логопед или ребенок контролирует правильность выбора, а также звукопроизношения.

«Поймай рыбку»

Цель: автоматизация звуков на материале слов, фраз, развитие зрительного восприятия, закреплять знание обобщающих понятий, основных и оттеночных цветов, развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Вариант 1. В коробку кладутся фигурки тех предметов, в названии которых есть необходимый звук. Ребенок ловит «рыбку», говорит, на кого она похожа. Когда все рыбки будут пойманы, нужно отобрать те, которые можно назвать одним словом.

Вариант 2. В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно отдифференцировать, ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки (по предварительной договоренности).

Вариант 3.После того как все «рыбы» будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой «улов».

http://3.bp.blogspot.com/-nn70k2IY1jU/TjAr4a_VJAI/AAAAAAAAAGI/2qz5SbQQHO8/s200/%25D0%25A0%25D0%25B8%25D1%2581.+2.jpg

«Замочная скважина»

Цель: автоматизация звуков в словах, фразах, развитие зрительного восприятия.

Материал: картонные прямоугольники с прорезью в виде скважины, картинки, в названии которых содержится необходимый звук.

Ход игры. Предметная картинка закрывается «дверцей», ребёнок перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.

«Варежки и перчатки»

Цель: уточнение схемы тела, автоматизация звуков в словах, развитие ориентировки в двухмерном пространстве,  развивать память, внимание, мелкую моторику.

  Вариант 1. Ребенок должен подобрать пары варежек или перчаток, с учетом правой и левой руки. Затем логопед предлагает украсить варежки картинками. Ребенок может сделать это произвольно, а может по инструкции логопеда: «Варежку, которую надевают на правую руку, укрась лисой, которая смотрит влево» и т.п.

Вариант 2. Ребенок подбирает пары варежек и перчаток, затем логопед предлагает все варежки украсить картинками, в названии которых есть звук С, а все перчатки – картинками,  в названии которых есть звук Ш.

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

- правильное речевое дыхание;

- голос;

- темп и ритм речи;

- интонационная выразительность;

- дикция.

Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза, а затем плавный выдох. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза.

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); позднего или неправильного усвоения некоторых звуков: например, звука [р]; ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала:

1. «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.

2. «Сдуй снежинку» (бабочку с цветка, листочек с грибочка и т. п.). Цель – учить делать плавный, бесшумный выдох через рот.

3. «Загони шарик в воротики», «Пускаем мыльные пузыри». Цель – развивать силу выдоха.

При проведении этих упражнений необходимо помнить следующее:

- упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении;

- важно соблюдать дозировку выполнения упражнений по времени;

- необходимо следить за правильной позой ребенка во время упражнения.

Развитие голосового аппарата.

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звукам, которые возникают в результате колебания голосовых связок.

Голос характеризуется:

- высотой (повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот);

- силой (произнесение звуков в определенной громкости – громко, нормально, тихо);

- тембром (характерная окраска, сообщаемая голосу добавочными тонами, благодаря чему мы узнаем знакомых людей по голосу, не видя их).

Аппарат голосообразования у детей дошкольного возраста имеет анатомические и физиологические особенности: гортань у детей развита менее, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче. Эти особенности определяют звучание детских голосов. Сила их ограничена, поэтому чаще они тихие, слабые, высокие. Встречаются голоса звонкие, крикливые.

Задачи воспитателей:

1. Развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.

2. Приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

Игры на развитие голоса.

1. «Тихо – громко». Цель – учить повторять предложенные воспитателем слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо.

Ход игры – воспитатель называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Дети должны запомнить слова и их последовательность, а затем повторить их голосом указанной силы.

2. «Эхо». Цель – развитие умения регулировать силу голоса.

Ход игры – воспитатель делит детей на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет роль заблудившихся в лесу детей. Они громко кричат «ау – ау!». Вторая подгруппа – это эхо. Они тихо, протяжно повторяют звукосочетания «ау».

3. «Гудок». Цель – упражнять детей в умении менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Ход игры – дети поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Одновременно они произносят звук [у] от тихого к громкому. Затем они медленно через стороны опускают руки вниз и произносят звук [у] наоборот от громкого к тихому.

4. «Большие и маленькие». Цель – упражнять детей в умении менять высоту голоса.

Ход игры – воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей: собака и щенок, кошка и котята, птица и птенчики и т. п. Взрослые объясняет, что взрослые животные «говорят» низкими голосами, а детеныши – высокими. Дети голосом разной высоты подражают голосу разных животных.

5. «Три медведя». Цель – произносить фразы голосом разной высоты.

Ход игры – воспитатель вспоминает с детьми персонажей сказки «Три медведя», просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т. д.

Воспитание темпа и ритма речи.

Темп – скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесенных в течение одной минуты.

Отклонение от нормального темпа речи у дошкольников может быть в сторону ускорения, так и в сторону замедления.

При ускоренной речи звуки и слова произносятся быстрее, чем это принято в норме, длительность пауз между словами и паузами сокращаются, при этом, как правило, ухудшается артикуляция звуков, страдает произношение, так как нередко выпадают отдельные звуки, не договариваются окончания слов. При ускоренной речи обычно наблюдается и повышение ее громкости.

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Упражнения на отработку темпа и ритма речи.

1. Чтение знакомых стихов под дирижирование рук Петрушки.

2. Чтение знакомых стихов с изменением темпа.

3. Подвижные и хороводные игры с текстом.

4. Повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге.

5. Проговаривание чистоговорок.

Воспитание интонационной выразительности.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:

1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.

2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

3. Проведение конкурса чтецов.

4. Пересказ литературных произведений по лицам.

Воспитание дикции.

Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

- небрежное отношение к собственному высказыванию;

- чрезмерно ускоренная речь;

- недостатки звукопроизношения;

- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.

Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).

Развитие лексики детей дошкольного возраста

Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем  взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Выделены следующие направления развития словаря: • Расширение объема словаря • Уточнение значения слова • Развитие структуры значения слова • Формирование семантических полей и лексической системности • Расширение связей между словами в лексиконе.

Игровые приёмы по формированию активного словаря дошкольника:

Игра: «Опиши предмет». 

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.  Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра «Посылка» 

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков. Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии» 

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами.

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики. Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча.

Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «Овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежда – обувь» и др.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением. Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики. Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан. Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов. Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?»  «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра с мячом «Скажи наоборот» 

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему.

Игра “Что происходит в природе”

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

Игра с мячом “Кто как передвигается?”

Кто летает, кто плывёт,

Кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

Игра с мячом “Что делают эти животные?”

Что животные умеют –

Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …

Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

Игра “Кто чем занимается?”

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …

Игра “Кто может совершать эти движения?”

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога

Бежит – человек, животное, ручей, время …

Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

Игра “Подскажи словечко”

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)

Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)

Корова ест сено, а лиса …? …

Игра “Сочиним стихотворение”

Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц.

Описание игры:

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).

УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА -

... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А

КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...

МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ...

ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ...

МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ...

КУКАРЕКАЕТ.

Сказка “О торопливой белочке и терпеливой курочке”

Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.

Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.

Правильно говорят люди:

“Семь раз отмерь, один раз отрежь”.

Вопросы и задания

  1. Спросите ребенка: Почему белочку назвали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой?
  2. Уточните с ребенком значения глаголов: Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)

Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)

Что можно вырезать? (Картину, узор.)

Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)

Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)

Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)

Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)

Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)

Что можно примерить? (Платье, пальто.)

Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)

Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь”,)

3. Повторите сказку. Ребенок должен рассказать ее, правильно употребляя глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Форма работы с детьми, имеющих диагноз: «Задержка речевого развития (ЗРР)"

  При задержке речевого развития детей   особое место в активизации речи занимают сюжетные игры.  Предлагаю вашему вниманию  варианты таких  игр:   Сюжет...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....