Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на тему: "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шириязданова Эльвира Вильевна

Занятие проведено как итоговое в старшей группе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kosmicheskoe_puteshestvie.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

в старшей группе для детей с ТНР

Тема: «Космическое путешествие»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Активизация лексического запаса (подбор прилагательных к существительным, подбор прилагательных с противоположным значением). Обучение составлению рассказа о космонавте по графическому плану. Совершенствование слогового деления слов. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Презентация на тему «Космос»; предметные картинки по теме «Космос»; спокойная космическая музыка;  схема для составления рассказа о космонавте; бумажные звездочки с правильно и неправильно написанными буквами З; массажный мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Скажите, какой праздник мы отмечаем на этой неделе? (12 апреля мы отмечали День космонавтики.)

- А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде давайте посмотрим, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.

В чёрном небе до зари

Тускло светят фонари.

Фонари - фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды.)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд. (Ракета.)

Планета голубая,

Любимая, родная,

она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это?

                                 (Космонавт.)

 - Какие космические картинки вы видите еще? Назовите их. (Луна, скафандр, иллюминатор, спутник.)

- Скажите, мы с вами можем полететь в космос? Пока еще нет, но узнать, что происходит в космосе, мы можем в специальном доме, который называется планетарий. Сегодня я хочу вас пригласить в планетарий. Но прежде, чем мы попадем туда, выполните задание – разделите названия картинок на слоги и определите, сколько там слогов. (Лу-на – 2 слога, кос-мо-навт – 3 слога, и-ллю-ми-на-тор – 5 слогов и т.д.)

Дети выполняют задание и садятся на стульчики.

2. Беседа по теме с использованием презентации.

Слайд 1 – Мы с вами попали в планетарий – усаживайтесь поудобнее, наше путешествие в мир космоса начинается.

- Что такое космос?  (Космос окружает Землю и другие планеты.)

Слайд 2 - Посмотрите на детей – они смотрят в ночное небо! Там столько красивых звезд! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было интересно – какие же они на самом деле! 

Слайд 3 - И вот однажды Люди решили полететь к звездам!

- Как же можно попасть в космос?  (Туда можно попасть на космическом корабле.) Правильно, люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам.

- Кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Юрий Гагарин.)

 Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин).

Слайд 4 - Но дело в том, что в космосе очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому космонавт надевает костюм, который называется… (скафандр).

- Для чего космонавту скафандр? (Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.)

Слайд 5 - Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Из хвоста ракеты вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель.

Дыхательное упражнение «Заведи ракету». И.п.: ОС, 1-вдох носом, задержать дыхание, сжать кулачки, 2 – вращать кулачками перед грудью, произнося на выдохе РРРРРРР… - повторить 2-3 раза.

Ракета оторвалась от земли и полетела высоко в небо. Она поднималась  все выше и выше и оказалась в открытом космосе! Вот что космонавты там увидели!

Слайд 6- Посмотрите и скажите, космос – какой? (Космос необъятный, бездонный, черный. В нем много звезд. В космосе очень красиво.)

- А звезды – какие? (Блестящие, яркие, большие, красивые.)

Слайд 7 - Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Видите, она круглая,  похожа на большой разноцветный мяч. Синие пятна - это моря и океаны. Зеленые пятнышки – это леса и луга. Коричневые пятна – это горы. Подберите слова, Земля – какая? (Круглая, большая, голубая, далекая, красивая.)

-А этот небольшой шарик в уголке – это Луна! Она тоже как шар, но только меньше Земли. Луна – маленькая, серая, холодная – повторите эти слова.

Слайд 8 - Где живут и работают космонавты в космосе?  (Космонавты работают на космической станции.) Ее еще называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты проводят разные научные опыты и исследования (слайды 9-10).

- Как вы думаете, какая работа у космонавтов? (Трудная, интересная, важная, опасная.)

- Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.

3. Игра с мячом-«метеоритом» «Скажи наоборот».

Космонавт не слабый, а… сильный.

Космонавт не трусливый, а…смелый.

Космонавт не больной, а …здоровый.

Космонавт не неуклюжий, а …ловкий.

Космонавт не злой, а …добрый.

Космонавт не ленивый, а… трудолюбивый.

Космонавт не медлительный, а …быстрый.

Космонавт не неряшливый, а … аккуратный.

Космонавт не грустный, а …веселый.

Космонавт не старый, а …молодой.

4. Рассказ о космонавте по схеме. Развитие связной речи.

Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением космонавта и схему составления рассказа.

- А сейчас вы расскажете о космонавте по плану: сначала назовете профессию, потом — место, где работает этот человек, как называется его рабочая одежда и что он делает.

Логопед дает детям одну минуту для подготовки.

Дети: Это космонавт. Он работает на космической станции. Когда космонавт выходит в космос, он надевает скафандр. Скафандр защищает космонавта от холода, в нем можно дышать. Космонавт проводит научные опыты и исследования.

- Чей рассказ понравился больше всего?

5. Подвижная игра «В открытом космосе».

- А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не дети, а настоящие космонавты, которые надели скафандры и готовятся к выходу из ракеты. Откройте глаза, мы в открытом космосе – давайте покажем состояние невесомости. Все движения замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в космосе.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

          (под спокойную космическую музыку).

6. Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

Сжимают, разжимают кулачки.

Ладони соединены под острым углом.

Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.

Загибают по одному пальцу.

Ладонями изображают шар.

7. Игра «Письмо от инопланетянина».

Логопед раздает детям бумажные звездочки, на обратной стороне которых написаны буквы. Дети находят правильно написанные буквы З, обводят их в круг (рисуют «орбиту»), а неправильно написанные буквы  З зачеркивают.

8. Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание показалось трудным?

- Сегодня вы узнали много о космосе! Наша страна награждает космонавтов за их важный и опасный труд. Я тоже хочу вас наградить за вашу хорошую работу! (Раздает наклейки – звездочки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей 5-6 лет с ФФНР "В гости к Буратино"

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей 5-6 лет с ФФНР по автоматизации и дифференциации звуков [Р]-[Л] на тему "В гости к Буратино"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР "Лес. Грибы. Ягоды."

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подоси...