Главные вкладки

    Сценарий семинара-практикума для родителей детей дошкольного возраста "Пальчики учат говорить"
    методическая разработка по логопедии на тему

    Емельянова Анастасия Николаевна

    Развивать малыша с пеленок - модно. Но педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее комфортнее освоится в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? просто играть с ребенком! ьПоверьте, это самое благодарное времяпрепровождение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon palchiki_uchat_govorit.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий

    семинара-практикума

    для родителей детей дошкольного возраста

    «Пальчики учат говорить…»

     

    Цель:    повышение профессиональной компетентности родителей  в вопросе  развития мелкой моторики рук, детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    - Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;

    - Обучить родителей правильному выполнению различных видов упражнений для развития пальцевой моторики;

    - Вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.

    Оборудование: массажные мячики, пластиковые крышки, пальчиковый театр «Колобок», листы бумаги с изображением ежика без иголок, пластилин, салфетки.

    Участники: учитель-логопед, родители.

    Вступительное слово педагога.

    Тихо звучит музыка.

    «Добрый вечер, уважаемые родители!

    Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи, а точнее семинара – практикума  «Пальчики учат говорить…».

    1. Теоретическая  часть.

    В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интересное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

    Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. Веселое, увлекательное и полезное занятие! « Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

    Многие думают, что речь - это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани ... Но это не так. Речь - это результат согласованной деятельности множества областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

    Органом речи, по сути дела, является мозг - в нем происходит понимание слышимых слов, в нем формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.

    Итак, говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Принято считать проекцию кисти руки ещё одной речевой областью мозга. Этот вывод подтверждают и данные  электрофизиологических исследований: речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

    Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи, психических функций и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

    Как проводить занятия  дома?

    • Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
    • Перед началом упражнений нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями.
    • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
    • Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
    • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
    • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
    • Каждое занятие длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
    • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа.

    Беседа с родителями.

    Вопросы:

    • Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
    • Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
    • Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

    Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

    2. Практическая часть.

    • Игры с элементами самомассажа.

    «Мячик»

    Я мячом круги катаю,

    Взад – вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку.

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапку кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

    • Игры с предметами.

    «Сапожки»

    Крышки пальчики обули,

    Смело в них вперед шагнули

    И пошли по переулку на веселую прогулку.

    Пальцы – словно балеринки,

    Но обутые в ботинки,

    Каждый пальчик – будто ножка,

    Только шаркает немножко.

    • Имитационные игры (статические и динамические).

     «Стул»

    Есть у него спинка, а не лежит никогда,

    Есть четыре ноги, а не ходят и три.

    Но всегда он стоит, всем сидеть велит.

    «Жук»

    Не жужжу, когда сижу.

    Не жужжу, когда хожу.

    Не жужжу, когда тружусь.

    А жужжу, когда кружусь.

    • Активные игры со стихотворным сопровождением.

    «Божья коровка»

    Божья коровка, черная головка (сжимаем кулачок и оттопыриваем большие пальцы),

    Улети на небо (машем «крыльями»),

    Принеси нам хлеба (сжимаем горсточки и вытягиваем их вперед),

    Черного и белого (показываем вправо и влево руками),

    Только не горелого (грозим пальчиком).

    • Инсценировка сказки «Колобок» (использование пальчикового театра)
    • Родителям предлагается создать пластилиновую картинку « Ежик», используя прием надавливания и размазывания.

    3. Заключительная часть.

    Итак, пальчиковые игры представляют собой не только инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Это и игры с различными предметами, пирамидками, мозаикой, конструктором. Различные шнуровки и разнообразные виды театров. Очень хорошо развивает мелкую моторику и занятия с таким материалом, как пластилин.

    Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

    Литература:

    1. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей детских садов/ сост. Шахрай Е. А. – Томск, 2009.
    2. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007.
    3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015.
    4. Янушко Е. А. «Все могут малыши». Пластилиновые картинки. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация семинара-практикума по речевому развитию детей дошкольного возраста.

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения. Педагоги должны знать и понимать пути речевого развити...

    Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад.   Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...

    Семинар-практикум «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

    Педагогам представлен мастер-класс по играм на развитие памяти  дошкольников с учетом лексических тем....

    Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

    Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

    Городской семинар – практикум по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

    Педагоги из 14 детских садов города приняли участиев увлекательной квест – игре «Экологическими тропами»....

    Семинар - практикум: "Дидактические игры для детей дошкольного возраста"

    Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Дидактические игры для детей дошкольного возраста". (Слайд № 1)Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра предст...

    Семинар - практикум: "Дидактические игры для детей дошкольного возраста"

    Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...