Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Введение. – 2.
  2. Проблема помощи детям в современной России. – 4.

III. Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники. – 7.

IV. Заключение. – 12.

V. Список литературы. – 14.

I. Введение.

На сегодняшний день демографический вопрос выходит на первый план в социальной политике большинства развитых стран мира; все большим числом специалистов и чиновников он рассматривается как приоритетный. Во многом это обусловлено глобальными изменениями в развитии человечества, возникновением и усилением новых моральных и социальных императивов. В то же время, в условиях ускорения темпов развития цивилизации значительно повышаются требования к человеку: его интеллектуальным, моральным, физическим качествам, что подразумевает необходимость особого внимания к проблемам воспитания и обучения детей. При этом на фоне значительных успехов в медицине, в частности, достижений в борьбе с детской смертностью, во всех развитых странах растет число детей, имеющих те или иные отклонения в развитии и нуждающихся в специальной медико – психолого – педагогической    реабилитации.  В условиях снижения воспроизводства населения особое внимание должно уделяться качеству здоровья вновь рождаемых поколений детей.  Важно подчеркнуть, что без неотложного принятия решительных мер может сложиться и укрепиться негативная ситуация, при которой высокая распространенность хронических заболеваний, отклонений в течение беременности и родов у женщин, а также отклонений в состоянии здоровья у рожденных ими младенцев создают замкнутый цикл: больной плод - больной ребенок - больной подросток – больной взрослый – больной  родитель - больной ребенок. С каждым  циклом  жизни  поколения  патология новорожденных накапливается и возрастает.  Настоящая проблема в полной мере осознается специалистами, работающими в области образования и здравоохранения.

Поэтому проблемы профилактики, а также ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии вызывают все больший интерес специалистов из различных сфер деятельности. Для России решение этих вопросов является жизненно важной и первоочередной задачей в связи с угрожающей демографической ситуацией: падением рождаемости, повышением уровня заболеваемости детей раннего возраста и увеличением числа детей с нарушениями речи.

II. Проблема помощи детям в современной России.

Сегодня проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14 % детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдали хроническими заболеваниями. В 1990-е гг. появился термин — «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска. В особо сложных условиях находятся дети беженцев, вынужденных мигрантов, одиноких матерей, безработных, а также дети из неблагополучных семей.

Развитие личности ребенка определяется тремя факторами:

1) предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;

2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;

3) внутренней позицией самого человека, формирующейся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентации семьи.

Материнская заболеваемость, младенческая смертность, различная патология, в том числе возраст женщины, жилищные условия, заработная плата и многое другое являются причинами неполноценного развития ребенка. Для наших родильных домов в настоящее время характерно наличие рожениц в возрасте за 30 лет, которые уже сделали несколько абортов и имеют воспалительные заболевания. Эти женщины, как правило, рожают в первый раз. У них высокий социальный статус, но для полноты жизни им не хватает только Ребенка, Они рожают желанного малыша, но с осложнения ми, оперативным путем: с помощью «кесарева сечения». В результате резкой смены давления у новорожденного возникают поражения центральной или периферической нервной системы. Ученые неоднократно подчеркивали, что такой ребенок в первые годы жизни должен воспитываться в семейной обстановке, а родители нуждаются в квалифицированном консультировании и педагогической помощи специалистов. Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная, качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.

Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно – педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При коррекции речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери, и от того, насколько она будет подготовлена к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, его воспитанию, проведению с ним коррекционных занятий, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны логопеда,  психолога, под наблюдением врачей: невролога, психиатра, педиатра и физиотерапевта. Ставить проблему помощи общества детям в зависимость от экономических соображений: целесообразности, окупаемости финансовых затрат, — просто аморально!

Несмотря на междисциплинарный характер данной проблемы, очевидна ее преимущественно медицинская принадлежность: именно учреждения системы здравоохранения следят за здоровьем и развитием детей от рождения до подросткового возраста.  

III. Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники.

В детской поликлинике проводится коррекция: дислалий, стертых форм дизартрии, задержки речевого развития, общего недоразвития речи, заикания, дизартрии.  

Важно помнить, что логопедическое воздействие проводится совместно с медицинским комплексом: педиатром, неврологом, психологом, специалистом ЛФК, физиотерапевтом, психиатром, оторинолярингологом и окулистом. В случае необходимости применяются объективные методы исследования: ЭЭГ, РЭГ, рентген черепа, аудиометрия. На основании полученных результатов обследования намечаются направления коррекционно – логопедической работы и соответствующий комплекс лечебных мероприятий.

Очень важен деловой контакт логопеда с педиатром. Логопед использует знания анатомо – физиологических особенностей ребенка данного возраста и знакомится с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения логопата,  с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода.

Логопед взаимодействует с психологом, так как его занятия могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности детей. Психолог коррегирует нарушение эмоционально – волевой  сферы и интеллектуально – познавательный  уровень ребенка. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.

Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психиатрией детского возраста. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.) Эти данные являются необходимыми при изучении и устранении расстройств голоса, ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др. В частности, расстройства голоса могут вызываться различными органическими повреждениями гортани и голосовых складок (опухоли, узелки, папилломы, рубцовые изменения голосовых складок и др.). Устранение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нормального физиологического функционирования голосового аппарата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием.

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются компетенцией врача-психоневролога. Врач-психоневролог дает заключение о состоянии интеллекта ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз, проводит соответствующее лечение. Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы, выбора профиля специального учреждения.

Общеизвестно, что различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельности. Особенно необходимы эти данные для дифференциальной диагностики различных форм расстройства речи (афазий) при локальных поражениях головного мозга, что позволяет более эффективно проводить логопедическую работу по восстановлению речи у этих больных. Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Это лечение назначает врач-психоневролог. В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение.

Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении, только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.

Теория обучения и воспитания аномальных детей, в том числе и детей с речевыми расстройствами, строится на основе знаний о строении нервной системы, ее функций и особенностей развития.

Логопед должен знать неврологические основы речевых расстройств, быть ориентирован в вопросах детской психопатологии, иметь представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития. Эти знания помогут ему правильно определить структуру речевого нарушения, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности.

Связь с невропатологией, психопатологией, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи. Так, диагностика нарушений речи при снижении слуха и сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния слуховой функции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии невозможна без определения состояния интеллекта, особенностей психического и сенсомоторного развития.

Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного коррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы специальных учреждений.

IV. Заключение.

Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция помогут достигнуть успехов в преодолении речевых нарушений. Все это обязательно используется с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, с учетом структуры дефекта, его этиологии и патогенеза. Медико – логопедическое взаимодействие обеспечивает нормальное развитие ребенка и коррекцию возможных отклонений, отвечает за основные критические этапы периода детства. Главным лекарством становятся совместные усилия логопедов, медиков и родителей, чьи действия носят конкретный характер системы индивидуально – педагогических мероприятий по коррекции речи.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Грамотная речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка тесно связано формирование личности в целом,  совершенствование основных психических процессов.

V. Список литературы:

1. Баз Л.Л. Психическое развитие детей первого года жизни от матерей, страдающих послеродовой депрессией. ЦПЗ РАМН, Москва

2. Дунаев З.М., Ростягайлова Л.И. Анализ данных клинико – психолого – педагогического обследования детей раннего возраста консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО. Проблемы младенчества: нейро – психолого – педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений.  Институт Коррекционной Педагогики РАО, М. – 1999

3. Зелинская Д.И. Актуальные проблемы детской инвалидности. // Вестник Союза педиатров России Научно-практический журнал «Детский доктор» № 4/2000

4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. «Феникс». Ростов – на – Дону. 2002.

5. Равич Р.Д. Письма к будущей матери. Как родить здорового ребенка. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Методическая разработка "Реализация комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы"

Данная статья, поможет педагогам школы и детского сада находить точки соприкосновения реализуя федеральный государственный образовательный стандарт образования, преемственность при переходе ребенка до...

Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"

Представлено Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"...

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...

«Игровые приемы в устранении речевых нарушений в домашних условиях"

У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, роди...

Консультация "Игровые приемы в устранении речевых нарушений в домашних условиях"

У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, роди...