Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Мельникова Валентина Миндыкановна

Представлено Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_od_melnik_ffn_na_2019-20.docx73.6 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

Педагогическим советом

МДОУ «Детский сад № 77»

Протокол №  от___.___.2021г

Утверждено

Заведующий  МДОУ «Детский сад № 77»

_______________Васильева Н.А.

Приказ № ___  от  ___.____.2021 г

ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционно-образовательной деятельности

по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет

в условиях логопедического пункта

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

2021-2022 учебный год

Составитель: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

                                 Мельникова Валентина Миндыкановна

г. Энгельс

2021 год

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка………………………………………………..3

Цели и задачи  программы…………………………………………….3

Характеристика детей с ФФНР……………………………………….4

Планируемые результаты освоения программы…………………….5

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРГРАМЫ

Система коррекционно-развивающей работы на логопункте …….6

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы………………………………………………26

Часть, формируемая участниками образовательного процесса………………………………………………………………27

Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………30

Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений…………………………………………………………….31

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете……………………………………………………………….32

Циклограмма деятельности учителя-логопеда……………………..34

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса…………………………………………..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….37

Целевой раздел планирования коррекционной образовательной деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование коррекционной образовательной деятельности  разработано в соответствиис:

- Законом Российской Федерации “Об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 25.11.2013).

- Распоряжением Министерства просвещения Российской федерации от 06.08.2020 г № Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Содержание планирования образовательной деятельности соответствует федеральному государственному образовательному стандарту(ФГОС ДОУ), от17 октября 2013 г. N 1155 ;

целям и задачам образовательной программы учреждения.

Планирование коррекционной образовательной деятельности разработано для детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Срок реализации  рассчитан на 1 год.

Основная цель планирования коррекционной образовательной деятельности–обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности  в условиях логопедического пункта.

Основными задачами выступают:

- выявление, преодоление и своевременное предупреждение  речевых нарушений у воспитанников МДОУ «Детский сад № 77»;

- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

- обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Образовательная деятельность логопедического пункта

МДОУ «Детский сад№ 77»

регулируется нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;
  • Конституцией Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
  • Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Распоряжение Министерства просвещения Российской федерации от 06.08.2020 г № Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»  (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 года № 62296)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. № 16 г. Москва
  • СанПиН  3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы  образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»(Зарегистрировано в Минюсте России 03 июля 2020 г. № 58824)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения,   отдыха и оздоровления детей и молодежи». (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573)
  • Устав МДОУ «Детский сад №77»  Энгельсского муниципального района Саратовской области;

  • Положение о логопедическом пункте МДОУ «Детский сад № 77»
  • Программа развития МДОУ «Детский сад № 77»

2. Содержание образовательной деятельности

При организации работы учитель-логопед опирается на следующие программы:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» группа) – М. Просвещение, 2016

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детейс различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятияи произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков может быть выражена  в речи ребенка:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточнуюсформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме того, при фонематическом недоразвитии  речи у детей нередко  нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика, а также отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи.        

Направления коррекционно-развивающей работы:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Планируемые результаты: соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированностьпредпосылок учебной деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА I. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

 ВЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНТКЕ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 77»

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по устранению речевых нарушений в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 (Приложение №1.Годовой план)

Форма организации организованной образовательной деятельности

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (организованная образовательная деятельность) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

Основной формой работы является игровая деятельность, поэтому все коррекционно-развивающие индивидуальные и  подгрупповые занятия носят игровой характер.

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

На подгрупповых занятиях также может осуществлятся:

  • Закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • Звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков;

При формировании подгрупп учитывается индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка.

       Содержание подгрупповых и индивидуальных занятий фиксируется в журнале «Календарное планирование» (Приложение №2)

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они включают в себя:

  • Развитие фонематического слуха;

  • Выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
  • Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков (гласные и наиболее доступные согласные);
  • Постановку отсутствующих звуков,;
  • Автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Учет индивидуальных занятий фиксируется в календарном плане и журнале учета посещаемости детьми индивидуальных занятий (Приложение №3. ) и отражается в тетрадях для индивидуальных занятий.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут  2-3 раза в неделю;

    Коррекционно-развивающая  работа осуществляется систематически и регулярно. На каждого ребенка оформляется индивидуальная тетрадь. В нее вносится словарный материал, речевые игры на автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков. Учитывая, что ребенок занимается под руководством родителей, воспитателей (вне логопедических занятий) в тетради даются методические рекомендации по выполнению предложенных занятий.

Содержание логопедической работы влогопункте по преодолению

ФФН  у детей 7-го года жизни.

Период

Произношение

Развитие речи

Формирование элементарных навыков письма и чтения

I

Сентябрь, октябрь

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

3. Формирование грамматически правильной речи.

4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений.

Подгрупповые занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].

2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]

в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и].

4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)

в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей слов: тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та.

Определение ритмических моделей слов: вата—тáта, вода—татá и т. п.

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью.

1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка).

2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).

3. Предложение, связная речь.

Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов:

(кто? что делает? делает что?); составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы.

Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Заучивание текстов наизусть.

1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез обратных слогов, например “am”, “ит”; выделение последнего согласного из слов (“мак”, “кот”). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: “ком”, “кнут”. Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов (“та”, “ми”) и слов: “суп”, “кит” (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме).

2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: “am”, “ит”.

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: “та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву.

Преобразовываниеслогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”.

Постепенное усвоение терминов “звук”, “буква”, “слово”, “слог”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”.

II

Ноябрь, декабрь, январь, февраль

Индивидуальные занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами подгрупповых занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.).

3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Подгрупповые занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].

2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’],

[д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж]  — [з] — [ш] (без проговаривания).

3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’].

4. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков.

5. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...).

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье; ые ... голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек).

Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил).

2. Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник).

Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост.У зайчика коротенький пушистый хвостик).

3. Предложения

Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...).

Составление предложений из “живых слов” (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

4. Связная речь

Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1. Звуковой анализ слов

Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие.

Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.).

2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и.

Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”.

3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.

4. Звуки и буквы

Определение различий и качественных характеристик звуков: “гласный — согласный”, “твердый — мягкий”, “звонкий — глухой”.

5. Слово

Звуко-слоговой анализ слов (например: “вагон”, “бумага”, “кошка”, “плот”, “краска”, “красный” и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка).

Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: “ветка, “ели”, “котенок”, “елка”). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений.

6. Предложение

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.

7. Чтение

Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит ... елкой).

Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.

Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.

Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.

8. Правописание

Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.

Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы).

Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб — дубок).

Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов.

Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями “ши”, “жи”.

Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа.

III

Март, апрель, май, июнь

Индивидуальные занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Подгрупповые занятия

1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.

2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш].

3)Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’].

4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи

(учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия

Закрепление полученных ранее навыков.

2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).

Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.

Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).

Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).

3. Предложения

Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под) стола.

Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).

Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением “который” (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).

4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.

Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1. Звуки и буквы

Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья.

2. Слово

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием.

Подбор слов по схемам и моделям.

Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.

Усвоение буквенного состава слов различной сложности.

Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.

Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.

Умение выкладывать и писать слова с сочетанием “ча”, “чу”, “ща”, “щу”.

Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.

3. Предложение

Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб).

4. Чтение

Дальнейшее развитие навыков чтения.

Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.

Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения.

                

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три в год (сентябрь, январь, май). Мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников с ФФН. В процессе мониторинга  учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов  в начале, середине и конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка. Кроме этого позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.

       Результаты мониторинга используются при:

  • Планированиикорреционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);
  • Отборе методов, приемов и технологий;
  • Комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Результаты мониторинга находят отражение:  в аналитической справке, ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда ДОУ.       (Приложение № 4.).  

  В конце учебного  логопед составляет и подает администрации МДОУ отчет (цифровой, статистический) о проделанной коррекционно-развивающей работе.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Взаимодействие с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитании.

       Для успешного преодоления и коррекции речевых дефектов и сопутствующих нарушений логопеду необходима помощь не только воспитателей, но и родителей.

Установление доверительных отношений и сотрудничества способствует продуктивной коррекционной работе.

   Эффективность работы с родителями определяется не сколько умелым отбором ее содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим в процессе постоянных контактов с логопедом. Установление между логопедом и родителями непрерывной и эффективной  обратной связи превращает семью в активного субъекта коррекционного процесса.

Учитель-логопед  привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях,  еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка.

Формы работы с родителями:

- тематические консультации для родителей;

- консультативно-методическая помощь;

- индивидуальные беседы;

- информационные стенды;

- открытые занятия. (Приложение №5.План работы с родителями)

Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений

Планирование и организация четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи осуществляется по направлениям: коррекционно-воспитательное, общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных процессов.

   Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

- логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Формы работы логопеда с воспитателями:

- консультации;

- мини-педсоветы с целью анализа недостатков речевого развития и выбор    средств коррекционного воздействия для каждого воспитанника группы;

- индивидуальные беседы . (Приложение №6. План работы с педагогами)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.

Организация образовательного процесса в условиях логопедического кабинета  обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.
  •  двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
  •  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  •  возможность самовыражения детей.

предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Предметно-развивающая среда обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствует укреплению и закаливанию их организма. Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности.

Организация предметно-развивающей среды логопедического кабинета МДОУ № 77 построена  по принципам:

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.

5. Принцип  эстетической организации среды.

6. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы, сюжета игры; необходимых игрушек; места; времени.

7. Предметно-пространственная среда ориентирована  на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

График

работы учителя-логопеда

МДОУ «Детский сад №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

День недели

Время

Количество часов

Понедельник

08.00-12.00

4

Вторник

08.00-12.00

4

Среда

08.00-12.00

4

Четверг

08.00-12.00

4

Пятница

08.00-12.00

4

Количество часов в неделю

20

Циклограмма

деятельности учителя-логопеда

МДОУ «Детский сад №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

День недели

Вид деятельности

Часы

Понедельник

Индивидуальные занятия

Индивидуально-подгрупповые занятия

08.00-09.00

09.00-12.00

Вторник

Индивидуальные занятия

Индивидуально-подгрупповые занятия

08.00-09.00

09.00-12.00

Среда

Индивидуальные занятия

Индивидуально-подгрупповые занятия

08.00-09.00

09.00-12.00

Четверг

Индивидуальные занятия

Индивидуально-подгрупповые занятия

08.00-09.00

09.00-12.00

Пятница

Индивидуальные занятия

Индивидуально-подгрупповые занятия

08.00-09.00

09.00-12.00

  • в сентябре, январе, мае  проводятся диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития
  • с 1 июня проводятся индивидуальные занятия.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

  Содержание образования  коррекционно-развивающей работы на логопунтке МДОУ № 77определяется:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования                        «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.)

    2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работыпо преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (старшая группа)– М. Просвещение, 2009

2.Технологиями/методиками:

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.

2. Коноваленко В.В,  Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М.: ГНОМ и Д. 2004.

3.Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. М.: Гном-Пресс, 1997.

5. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции. М.: АстрельПрофиздат. 2007.

6. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов. Ростов н/Д Феникс, 2004

7. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. М.: Гном иД, 2000

8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. –М.: ГНОМ и Д, 2004.

9. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

10. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство, 2003.

11. Журнал Логопед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное планирование позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте МДОУ № 77 на основе полного взаимодействия и преемственности педагогов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Перечень приложений:

Приложение № 1- Годовое  планирование  коррекционно-развивающей работы

Приложение № 2 – Календарное планирование коррекционно-развивающей работы

Приложение № 3 – Журнал учета посещаемости детьми индивидуальных занятий

Приложение № 4 – Мониторинг логопедической работы

Приложение № 5 – План работы учителя-логопеда с родителями

Приложение № 6 – План работы учителя-логопеда с педагогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.

Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет  на логопедическом пункте...

Внедрение ИКТ в коррекционно-образовательный процесс по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ

Внедрение ИКТ в коррекционно-образовательный процесспо устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ...

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

Реализация проекта «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ» коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска” в раннем дошкольном возрасте

Аннотация к проектуПроект направлен на выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактику у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ “Детский сад № 2 “Ал...

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта"

Данная программа подходит для учителей-логопедов ДОУ, реализующих коррекционно-развивающее обучение в условиях логопедического пункта....