Реализация проекта «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ» коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска” в раннем дошкольном возрасте
проект

Трофимова Светлана Викторовна

Аннотация к проекту

Проект направлен на выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактику у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ “Детский сад № 2 “Аленький цветочек” (МАДОУ); предполагает  внедрение инновационных логопедических технологий в образовательную область ООП ДОУ «Речевое развитие» с использованием  инновационной программы и учебно-методического комплекта программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»        

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Инновационный проект

«ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска”

в раннем дошкольном возрасте

Срок реализации: сентябрь 2021-май 2022

Возраст: 2-3 года

Разработчик проекта:

Трофимова Светлана Викторовна,

 учитель-дефектолог

Корсаков

2021 год

Введение

Аннотация проекта

Проект направлен на выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактику у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ “Детский сад № 2 “Аленький цветочек” (МАДОУ); предполагает  внедрение инновационных логопедических технологий в образовательную область ООП ДОУ «Речевое развитие» с использованием  инновационной программы и учебно-методического комплекта программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”.  

Доминирующая в проекте деятельность - практико ориентированная.

Предметно - содержательная область - монопроект.

Характер координации проекта – неявный.

Характер контактов - среди участников одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) № 6 (воспитатели, учитель-дефектолог, родители, дети)

Продолжительность проекта - долгосрочный (сентябрь 2021 г.-май 2022 г.)

Педагогическте условия для реализации проекта

Основная

должность

Должность по проекту

Учитель-дефектолог

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, профилактику звукопроизношения, консультирует родителей и педагогов., оказывает помощь в организации предметно-развивающей среды  группы

Воспитатели группы

Участникм проекта, организаторы: осуществлют разработку и реализацию программы в области «Развитие речи» с применением инновационной программы Н.В. Нищевой «Расти малыш!»,  отслеживают речевое развитие детей, проводят педагогическую диагностику детей, консультируют родителей, организуют предметно-развивающую среду в группе

Заместитель заведующего по ВМР

Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом.

Актуальность  проекта

Проект разработан в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании”, с учетом приоритетного направления МАДОУ по познавательно-речевому развитию. Необходимость проекта вызвана проблемой отсутствия условий системы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, как одной из важнейшей составляющей образовательного учреждения. Актуальность проекта связана с тем, что растет количество детей с речевыми нарушениями, а речь - это важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, становление которой происходит в течение первых лет жизни и в дальнейшем становится фундаментом для развития.  В тоже время в условиях МАДОУ отсутствуют условия для оказания помощи всем нуждающимся с  речевыми расстройствами, в частности - детям раннего возраста, вместе с тем группа детей раннего дошкольного возраста МАДОУ крайне неоднородна и в речевом развитии, и в развитии неречевых психических функций, а также по уровню моторного и социального развития. В связи с тем, что развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики, особое значение приобретает раннее выявление и профилактика причин, вызывающих речевые нарушения, которое способно предупредить появление также вторичных отклонений в развитии, поэтому, превентивная коррекционно-образовательная работа именно с детьми  “группы риска” в раннем возрасте является значимой и актуальной в профилактике речевых нарушений. 

Цель и задачи проекта

Цель: создание и реализация системы работы по оказанию ранней помощи и предупреждению речевых нарушений у детей “группы риска” раннего дошкольного возраста и подготовить их к следующему этапу возрастного развития в условиях работы МАДОУ.

Задачи:

Изучить теоретическую и практико-ориентированную литературу по проблеме;

-  Изучить уровни компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;

- Разработать для педагогов и родителей методические материалы, дидактичесие пособия по профилактике речевых нарушений в обучающем и воспитательном процессах;

- Внедрить инновационную программу Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”в образовательную область ООП МАДОУ «Развитие речи» с использованием логопедических технологий.

Способствовать успешной коррекции и развитию речи детей при помощи совместной работы учителя-дефектолога и воспитателя, что позволит легче и прочнее усваивать знания, навыки, которые дети приобретают в процессе практической деятельности;

- Повышать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

 - Повышать заинтересованность родителей в процессе коррекционно-воспитательной работы.

 - Обеспечить особой пространственной и временной организации развивающей среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности) и с учетом биологического возраста детей.

Методы, формы реализации проекта

Общие методы  работы:

Наглядные: показ детям пособий, натуральных предметов, картин, демонстрацию фильмов, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации. При этом необходимо учитывать особенности дошкольников с ЗРР (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности) и применять доступные и качественные наглядные средства (натуральные, изобразительные, символические), строго дозировать и структурировать предлагаемый материал.

Словесные: (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с ЗРР: метод «малых порций» (дробление материала на несколько смысловых частей), сопровождение устного высказывания педагога визуальными материалами; привлечение внимания детей к новым словам и определениям с помощью игровых приёмов; алгоритмизированное и структурированное объяснение нового материала; смена деятельности обучающихся (узнавание, воспроизведение, применение); использование приёмов, направленных на развитие наблюдательности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения и др.

Практические: дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; биоэнергопластика, подвижные игры и др.

Специальные методы работы в образовательной области «Речевое развитие»: методы развития ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук, развития и коррекции слухового восприятия. развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления; наглядно-слуховой метод, вербально-тональный метод.

Дети раннего дошкольной группы имеют разный опыт и практику общения. Не все сразу идут на контакт с педагогом и другими детьми, не все одинаково понимают обращенную к ним речь. Поэтому занятия проводятся как фронтально, так с подгруппами и индивидуально.

 Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, наглядная информация (информационные стенды, папки-передвижки, интернет-страницы воспитателей и учителя-дефектолога), родительские собрания, консультации, мастер-классы

Формы взаимодействия с воспитателями: совместная практическая деятельность на занятиях по использованию логопедических технологий, консультации, мастер-классы, предоставление рекомендаций, методического и дидактического материала, подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, помощь в организации предметно-развивающей среды.

Формы взаимодействия с детьми: фронтальная        форма организации обучения.  Достоинства -  четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостаток - трудности в индивидуализации обучения.

 Индивидуальная - позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует ограничение сотрудничества с другими детьми.

Подгрупповая- (индивидуально-коллективная). Основания для комплектации:  уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Этапы и соки реализации проекта на 2021-2022 учебный год

Этапы и содержание

Сроки реализации

I этап - Подготовительный 

Исходное обследование и анализ речевого развития детей раннего возраста для выявления детей «группы риска» с нарушениями в развитии.

Сентябрь

Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Сбор информации и проектирование коррекционно-образовательной работы.

Подборка материалов для реализации внедрения программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!” в образовательную область ООП МАДОУ «Развитие речи»

II этап - Основной

Решение задач, заложенных в образовательную область «Речевое развитие» программы “Расти, малыш!”.

Октябрь -апрель

Согласование, уточнение (при необходимости — корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

III этап - Заключительный

Итоговое обследование и анализ речевого развития детей “группы риска”.

Май

 Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы раннего возраста для детей с нарушениями в речевом развитии.

Оценка качества и результативности проекта (письменный отчет, презентация)

Соотнесение результатов с заявленными целями

Обобщение педагогического опыта по теме: «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ» коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска” в раннем дошкольном возрасте

Особенности организации занятий

Схема построения занятий отличается от  общепринятой  следующими моментами:

1. В оргмомент занятий включены  психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения, сенсорная интеграция .

2. В ходе занятий предусматрены артикуляционные, мимические, голосовые, дыхательные и  физические упражнения.

3. На занятиях используются инновационные технологии: компьютерные технологии  (Игры для Тигры), интерактивные игры «Мерсибо», сенсорная интеграция, нейростимуляция и сенсомоторная коррекция, когнитвная коррекция и развитие психомоторных способностей, формирование межполушарного взаимодействия и произвольности поведения, социально-ориентированные технологии, развитие социального интеллекта.

  Особое внимание уделено сенсорной интеграции, что объясняет использование сенсорных дорожек, сенсорных мини-бассейнов, массажных мячиков, разнообразного природного материала: песка, ракушек, камней, еловых шишек, опавших листьев, веток кустов и деревьев, свежих фруктов и овощей и др. Широко используются упражнения на фитболах, натуральные предметы, муляжи, игрушки, то есть объемные изображения, которые легче воспринимаются детьми раннего дошкольного возраста.

4. Проводится массаж и самомассаж лица, пальцев рук.

5. Ведется  работа над формированием и актуализацией пассивного и активного словаря, грамматического строя.

6. Также на занятиях используется инновационный метод - наглядное моделирование, который  позволяет ребенку зрительно представить абстрактное понятие - звук, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей. Занятия строятся на основе принципов интегрировании, системности и преемственности. Время проведения одного занятия 10-15 минут..

Воспитатели по рекомендации дефектолога в перспективном планировании с детьми обязательно включают данную работу и дополняют развитием и активизацией речи. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического её проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

 С целью профилактики звукопроизношения у детей «группы риска» был разработан перспективный план игр и упражнений состоящий из 4 блоков. Каждый блок направлен на решение нескольких задач:

1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики.

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. В раннем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой моторики.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

4 блок - игры и упражнения на развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.

Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма и чтения у школьников в обучении. В основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо, счет) находятся зрительно -, акустико-, тактильно-, и кинестетико-пространственный и временные представления, а также зрительно- и слухомоторные координации.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

В процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, воспитанник хорошо ориентируется в пространстве.

Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.

Занятия с картинками "Мои первые слова", "Мои первые предложения", "Занимаемся вместе", рассматривание тематических альбомов "Игрушки", "Посуда", стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.

Важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр - драматизаций и развлечений.

Ожидаемые результаты (по ФГОС):

Со стороны педагогов: Повышение компетентности в рамках заявленной темы, преобретение практических навыков по формированию и коррекции речи детей;

Со стороны родителей: Знают речевую возрастную норму, обладают навыками по коррекции речевых недостатков в условиях семьи.

Со стороны детей: улучшение фонематического слуха, чувства ритма, артикуляционной и мелкой моторики,  просодической стороны речи, подвижности мимических мышц; совершенствование пассивного номинативного, глагольного словаря и словаря прилагательных по лексическим темам; возникновение потребности осуществлять коммуникацию со взрослым и детьми; сформированность у детей желания заниматься; использование лепета, звукоподражания, фразовой и диалогической речи.

Научно-методологические основы реализации инновационного проекта

Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста в психическом развитии ребенка. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Сотрудник Центра коррекции речи «Возрождение» (г. Ярославль) кандидат педагогических наук И. Б. Карелина, на протяжении двадцати лет занимающаяся проблемой абилитации неговорящих детей раннего возраста, пишет: «Чем раньше будет установлена причина речевой задержки и начаты абилитационные мероприятия с ребенком, тем более благоприятным будет результат, даже при тяжелых речевых (алалия) и психических нарушениях (ЗПР, У/О, аутизм)... Реальную помощь ребенку могут оказать врачи и педагоги, владеющие знаниями о нормальном речевом развитии детей и речевой патологии...».

Ранний дошкольный возраст - является сензитивным (благоприятным для развития) периодом развития речи. Именно до трех лет мозг достигает 80 % своего развития, происходит становление наглядно-действенного мышления, активно развиваются опорно-мышечный аппарат, все физиологические системы организма и психика.  Следует отметить, что дети с задержкой речевого развития (ЗРР) относятся к “группе риска”, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. 

Оценка эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели

Форма оценки

Внедрить инновационную программу Н.В. Нищевой “Расти, малыш!” в образовательную область ООП МАДОУ «Развитие речи»

Разработка рабочей программы образовательной области «Развитие речи»  с использованием инновационной программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”.

Утверждение рабочей программы, плана занятий  на базе МАДОУ.

Учет осуществления коррекционно -образовательной деятельности

Разработать для педагогов и родителей методические материалы, дидактичесие пособия по профилактике речевых нарушений в обучающем и воспитательном процессах

Подготовлены методические пособия для воспитателей по развитию звуковой культуры речи с детьми.с применением современных логопедических технологий

Картотеки дидактических игр и упражнений, изготовление методических пособий

Повышать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

Повышение уровня компетентности педагогов  в сфере речевого развития детей

Включённое наблюдение, опрос

Способствовать успешной коррекции и развитию речи детей при помощи совместной работы учителя-дефектолога и воспитателя, что позволит легче и прочнее усваивать знания, навыки, которые дети приобретают в процессе практической деятельности;

Разработка перспективного плана по профилактике звукопроизношения у детей «группы риска» Повышение уровня речевого статуса детей "группы риска”:

-

Утверждение перспективного плана по профилактике звукопроизношения.

Карта результатов проведённого логопедического и педагогического обследования детей 2-3 лет по выявлению уровня речевого развития. (Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития (Е.А. Стребелева); Логопедическое обследование (Ю.А.Разенкова)

Изучить уровни компетентности родителей в вопросах речевого развития детей; 

Повышать заинтересованность родителей в процессе коррекционно-воспитательной работы.

Повышение уровня ответственности родителей перед решением задач преодоления речевых расстройств у детей.

Включенность родителей в деятельность в рамках проекта через просветительскую, практическую и консультативную работу;

Анкетирование, включенное наблюдение.

Выполнение рекомендаций воспитателей и учителя-дефектолога.

Протоколы родительских собраний, мастер-классов.

Учет консультативной деятельности.

Фото и видео материалы осуществления инновационной работы

Обеспечить особой пространственной и временной организации развивающей среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности) и с учетом биологического возраста детей.

Создание особой пространственной и временной организации развивающей среды

Паспорт пространственной и временной организации развивающей среды

Возможные риски проекта и меры по их устранению 

Риски

Минимизация рисков

Недостаточный опыт работы педагогов с семьями воспитанников

Расширение взаимодействия с родителями посредством интересных форм и приемов работы

Недостаточный или отсутствие опыта работы педагогов в применении логопедических технологий

Обучение инновационным логопедическим технологиям  для  совершенствования профессиональной компетентности педагогов

Направленность некоторых воспитателей на традиционные формы организации деятельности.

Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех воспитателей, которые внедряют инновации.

Неготовность родительской общественности к принятию форм и методов и интенсивности совместной работы

Создание механизмов доведения информации о значимости проекта

Недостаточная развитость материальной базы и технического обеспечения МАДОУ

Оснащение МАДОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения

Тяжелые психоречевые патологии у детей вызванные оганическим поражением  ЦНС

Консультирование родителей о дальнейших рисках развития ребенка.

Индивидуальная работа с ребенком с учетом его особенностей развития

Описание промежуточного результата, полученного в ходе подготовительного этапа

Дата

Показатели

04.09.2021-08.09.2021

Изучена теоретическая и практико-ориентированная литература по проблеме профилактики речевого развития детей раннего возраста

(Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.П., Е.В. Кириллова)

14.09.2021

Проведено родительское собрание в группе № 6. Родители ознакомлены с инновационной программой Н.В. Нищевой «Расти, малыш!» и методическим комплектом к ней, а также со спецификой работы по внедрению программы и развитию звуковой культуры речи.

15.09.2021-21.09.2021

Проведены обследование и анализ речевого статуса детей для выевления «группы риска». Определены уровень актуального  и зона ближайшего развития детей. Разработан календарно-тематический план работы по профилактике звукопроизношения.

Формы внедрения результатов инновационного проекта

- Расширение и внедрение созданной модели взаимодействия специалистов МАДОУ и родителей в ежегодную практику работы.

- Широкое использование разнообразных методов и форм просвещения родителей и педагогов, в том числе использование интернет-ресурсов.

-Постепенная передача функций в сфере профилактики речевых нарушений педагогам МАДОУ и родителям благодаря повышению их компетентности.

- Публикация результатов проекта в СМИ, на сайте МАДОУ, социальных сетях.

- На основе данной разработки в перспективе намечено разработать проект работы по профилактике речевых нарушений  у детей младшего и среднего  дошкольного возраста в образовательной области «Развитие речи» с применением логопедических технологий.  Целью новой разработки будет обогащение кругозора, дальнейшее развитие высших психических процессов, развитие речи, обогащение словаря и обучение связному высказыванию. Что в итоге должно способствовать более высокому уровню готовности детей к обучению в школе.

Библиографический список

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.ТЦ Сфера, 2004

Карелина И. Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста. -Новосибирск: СибАК, 2017

Кожевникова Е.В., Чистович Л.А. Аблитация младенцев – первая в России программа раннего вмешательства// сб. науч. Тр. Санкт-Петербургского ин-та раннего вмешательства. Т1. – СПб., 1996

Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.ТЦ Сфера, 2008


Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005

Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ/Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. М.: Айрис-пресс, 2005

Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Н71 «Расти, малыш!». Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Ранний возраст. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019

Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание простых звуков. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. 7. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание фразовой речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018

Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк)».- М.: Просвещение, 1989

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989

Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, Спб.: Дельта, 1996


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по профилактике звукопроизношения

Темы

Активный словарь

Пассивный словарь

Задачи

1.

Октябрь

Мои игрушки

Звукоподражания: а-а-а (плачет кукла); у-у-у (гудит паровозик); и-и-и (ржет лошадка); о-о-о (рычит мишка), иа-иа (кричит ослик); уа-уа (плачет малыш); ду-ду (поет дудочка); бум-бум (бьет барабан).

Слова: мама, ляля, биби, на, дай.

Предложения: «Мама, дай. Папа, на. Катя, иди.».

Слова: кукла, голова, руки, ноги, глазки, носик, ротик; машина, кабина, кузов, колеса, фары; кубики, пирамидка, дудочка, круг, шар, шарик, красный синий, один, много.

Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха. Формирование и развитие навыка воспроизведения гласных звуков [у], [а], [о], [и] вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью. Формирование навыка плавного снижения интенсивности звучания гласного звука в процессе его длительного протягивания.

Формирование навыка воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: [у] — воет волк, [а] — девочка качает куклу, [о] — у мальчика болит зуб, [и] — кричит жеребенок. Развитие речевого подражания на базе гласных звуков [у], [а], [о], [и], их слияний.

2.

Семья. Мебель. Туалетные принадлежности

Слова: мама, папа, баба, деда, дядя, тетя, стол, стул, мыло, мыть.

Предложения: «Вова, мой лицо. Папа, мой руки.»

Слова: брат, сестра, шкаф, кровать, зубная щетка, полотенце, вытирать, шар, шарик, круг, красный, синий, один, много, ни одного

Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в открытых слогах и словах с ними

3.

Ноябрь

Домашние животные

Звукоподражания: гав-гав, мяу-мяу, му-му, ко-ко, га-га, бе-бе, ме-ме .

Слова: дом, киса, собака.

Предложения: «Киса: мяу-мяу! Пес: гав-гав!»

Слова: корова, коза, курица, крыша, окно, дверь, высоко, низко, треугольник, шар, круг, синий, красный, желтый, один, много, ни одного, большой, маленький.

Формирование элементарных артикуляторных навыков при выполнении артикуляционной гимнастики

4.

Декабрь

Дикие животные

Звукоподражания: у-у-у (воет волк), о-о-о (рычит медведь).

Слова: лес, лиса, зайка, мишка, волк.

Предложения: «Волк воет: у-у-у! Лиса идет.»

Слова: белка, еж, елка, треугольник, зеленый, кубик, квадрат, шарик, круг, много, мало, большой, маленький

Развитие силы и динамики голоса.

Развитие интонационной выразительности на материале гласных звуков и звукоподражаний.

5.

Январь

зима. Зимние забавы

Звукоподражания: бух, бах.

Слова: зима, снег, холодно.

Предложения: «Катя бах! Тут снег.»

Слова: лыжи, санки, горка, кататься, много, мало, круг, круглый, белый, много, мало.  

Развитие способности к звукоподражанию в различных играх. Формирование навыка прохлопывания, простукивания, прошагивания слогового рисунка слов, состоящих из двух открытых слогов

6.

Февраль

Посуда. Продукты питания

Слова: чай, суп, сок, каша,

чашка, ложка, есть, вкусно.

Предложения: «Аня, ешь суп! Витя пей сок!»

Слова: тарелка, хлеб, котлета, компот, сладкое, соленое, круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, крыша, красный, синий, желтый, зеленый, белый, один, много, ни одного, мало.

Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные реакции.

7.

Март

Фрукты. Овощи

Слова: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка, тянуть, звать, желтый, зеленый, красный.

Рассказывание сказки вместе с логопедом, договаривание слов и словосочетаний.

Слова: груша, яблоко, морковка, огурец, круглый, длинный, один, много, ни одного, мало.

Обучение соотнесению слов один, много, ни одного с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой, маленький, такой же с размером предлагаемых предметов.

8.

Апрель

Весна. Птицы. Одежда

Звукоподражания: га-га, ку-ку, кар-кар, чик-чирик.

Слова: птичка, кофта, шапка, платье, брюки, красный, синий, желтый. зеленый.

Предложения: «У Тани синий шарф. Гуси: га-га-га!»

Слова: весна, воробей, ворона, грач, голубь, летать, день, ночь, один, много, ни одного, мало, колготки, носки

Формирование умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению («Чем ты будешь есть?»), по их описанию (он круглый, красный, резиновый, его можно бросать).

9.

Май

Транспорт. Растения

Слова: машина, ехать, дерево, травка, расти.

Предложения: «Машина едет. Трава растет»

Слова: самолет, пароход, поезд, береза, одуванчик.

Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, звучащих предметов (колокольчик, часы, будильник, телефон), тихой и громкой речи. Развитие чувства темпа, ритма


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИМАЯ В  ГРУППЕ...

Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ

Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятел...

"Основные направления деятельности воспитателя по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста"

Представлены презентация и текст выступления с научно-практического семинара «Психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в новых реалиях ФОП ДО» в рамках пр...