Консульльтация на тему: "Работа по развитию речевого дыхания"
консультация по логопедии на тему

Пархоменко Наталья Сергеевна

Работа по развитию речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_razvitiyu_rechevogo_dyhaniya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по развитию речевого дыхания

 
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
• Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
• При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
• Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
• При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
• При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится
нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить
фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Основными  задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:
1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя
специальные игровые упражнения.
2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить
небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
                                         Уважаемые родители!
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с
непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:
• Дутьё через соломинку в стакан с водой.
• Надувание воздушных шаров.
• Дутьё на разноцветные вертушки.
• Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.

• Пускание мыльных пузырей.
•  Дутьё на одуванчики весной.
При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.
А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!
Сезонные игрушки: зимой снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние ласточки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты, для мальчиков вертолётики и самолётики. А для девочек улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних.
 Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания, дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:
• вдох
 и  выдох через нос;
• вдох
 и выдох через рот;
• вдох через нос, выдох через рот;
• вдох через рот, вы дох через нос.
Такую игру мы называем
 «Осенний туман». А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и  сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ,, УОА и другие. Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать « пение»  на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал  слишком высоко плечи. Хорошо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...