Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Сергеевна Карпенко

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

в логопедической подготовительной

к школе группе

   Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.

У нас в гостях бабушка-Загадушка.

 Учитель-логопед МБДОУ детский сад № 9 «Дружок» комбинированного вида

г.Улан-Удэ Карпенко Е.С.

Цель: Закрепить характеристику звуков [з], [зь]. Познакомить детей с написанием букв  З, з.  

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  Учить печатать большую и маленькую букву З, з. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, составления схемы слов.  Совершенствовать навыки составления предложений с опорой на схемы.

Коррекционно-развивающие: Развивать мелкую и общую моторику, зрительное внимание, слуховое внимание. Развивать фонематическое восприятие, слух. Координацию речи с движениями.  

Коррекционно-воспитательные: Формировать познавательную активность. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, старательность.

       Оборудование: Картинки ЗИМА, ЗУБЫ; схемы характеристики звуков; тетради, пеналы, иллюстрация буквы З, з. Карточки со схемами предложений.  

Ход занятия.

I. Орг. момент.  

Приветствие детей. Педагог в костюме бабушки Загадушки.

- Здравствуйте, ребята! Я бабушка Загадушка. Почему меня так зовут? (Ответы детей).

- А вы умеете отгадывать загадки?

II. Сообщение темы.

- Отгадайте мои загадки.

Дел у меня не мало -  белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня… (ЗИМА).

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – отдыхают.

А чистить не будем  - то их потеряем. (ЗУБЫ.)

               

- А вот моя следующая загадка. С какого звука начинается слово «ЗУБЫ». (Со звука [з]). С какого звука начинается слово «ЗИМА». (Со звука [зь].)

- Сколько звуков в слове «ЗИМА»? Значит, сколько букв нам надо напечатать?

Игра «Живые буквы». Найдите буквы. Можем напечатать это слово. Не хватает буквы З. Аналогично слово «ЗУБЫ».

 - Как вы думаете, чем я предлагаю вам сегодня заниматься? (Мы будем учиться  печатать букву З.

III. Характеристика звука.  

- Для того чтобы отгадать мою следующую загадку вам нужно разделиться на две группы.

- А теперь выберите одну картинку. (Дети вытягивают картинку ЗИМА/ЗУБЫ. )

- А сейчас следующая загадка.

- Какие звуки обозначает буква З? (Звуки [з], [зь].)

- Расскажите о звуках с которых начинается слово на вашей картинке и выберите нужные карточки символы.

Дети рассказывают о звуках. (Звук [з] –  согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим; звук [зь] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом). Дети выставляют карточки схемы на мальбертах.

      IV. Знакомство с буквой З, з. Развитие творческого воображения, мелкой моторики.

     - А вот и буква З. (Показывается на Слайде.)

      З  не просто завитушка,

      З – пружинка, крендель, стружка.    В.Степанов

     На эту букву посмотри:

    Она совсем как цифра 3.       С.Маршак

- На что похожа буква З.

V. Печатание буквы.  

З  з

VI. Физминутка.

- А сейчас я предлагаю вам не только отгадать мои загадки, но и показать отгадки.

 Зонт. – Первый звук [з] последний [т]. Нужен нам во время дождя. – Дети показывают зонт.

Зебра. – Первый звук [зь], последний [а].  У этой лошадки одежда в полоску.

                                                                      Похожа одежда её на матроску.

                                                                     Живёт она в странах, где вечно жара.

                                                                     Скорее скажите кто же она? (Зебра.)

Дети скачут как лошадки.

Заяц. – Первый звук [з], последний [ц]. Животное, у которого хвост короче ушей.    

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка.)

       - Затем предлагается детям загадать похожие загадки.  Один ребёнок загадывает, остальные дети показывают.

VII.  Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

- А теперь ребята  мы сможем напечатать слова со звуками [з] и [зь]?

(Дети добавляют букву З в слова ЗИМА, ЗУБЫ.)

     

      VIII. Совершенствование навыков составления предложений по схеме.

          - И последняя моя загадка. Выставляются схемы предложений.

Что это за схемы?

- Сколько слов в предложении. Каждая группа составляет предложение со своим словом.

     

        IX. Итог.

- Ребята, теперь вы сможете напечатать и прочитать слова со звуками [з] и [зь].

- Почему? (Мы познакомились с буквой З и научились её печатать.)

X. Саморефлексия.

- Ребята мне очень понравилось, как вы умеете отгадывать загадки.

- А вам понравилось у меня в гостях? Дети пальчиками показывают отношение к занятию. (Кулачок большой палец вверх – понравилось, большой палец вниз – не понравилось.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.

Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Звук [С]. Буква «С»

ЦЕЛЬ: познакомить детей со звуком и буквой С. Задачи:     1. Закреплять навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях;учить выдел...

Путешествие в Звукоград. Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Дифференцирование звуков Т-Д

Цели:коррекционно-образовательные:учить детей различать по  акустическим признакам звуки Т, Д;учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах;формировать навыки словообразования.коррекци...

Конспект открытого занятия по образовательной области "Речевое развитие" обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе

Конспект НОД был использован от автора Нищева Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного рвозраста" парциональная программа в ДОУ для детей подготовительной к школе группы за 2021-2022 учебный...