Проект в разновозрастной группе "Развитие речи по средствам русского фольклора"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Царева Татьяна Дмитриевна

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mto_tsareva_t.d.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Проектная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора ». Автор: воспитатель первой кв.категории Царева Т.Д. с/ п д / с «Рябинка» ГБОУ СОШ с.Воскресенка м.р.Волжский

Слайд 2

Актуальность Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Слайд 3

ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ В МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ. Проблема

Слайд 4

развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми; развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Цель проекта

Слайд 5

Задачи проекта Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность. - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно -развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Слайд 6

Формы и методы занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов). Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ.

Слайд 7

Стратегия осуществления проекта разработка перспективного плана, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения ; проведение подвижных игр ; проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей; проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми. специальные игровые задания ; психогимнастика . вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

Слайд 8

Ожидаемый результат Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор; У детей повысить интерес к устному народному творчеству. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность. У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения; Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей; У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка; Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

Слайд 9

Фото отчет

Слайд 10

Фото отчет

Слайд 11

Источники 1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз , 1957. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. 3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. 4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. 5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк . воспитание.-1991.-№9 6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк . воспитание.-1986.-№9 8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова . –М.: Просвещение, 1967 9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. 10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк . воспитание.-1984.-№4 11. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000 12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. 13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. 14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972 15. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк . воспитание.-1998.-№9. 16. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие активной речи младших дошкольников средствами русского фольклора

Ранний возраст является  наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. В два-три года у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

В формировании развития речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем...

Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

                   Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...

Конспект статьи на тему «Развитие речи у младших дошкольников средствами русского фольклора»

Самым первым и главным приобретением для ребенка в дошкольном возрасте, является овладение родным языком. Народное творчество - это богатейший источник патриотического воспитания дошкольников. Фолькло...

Консультация "Развитие связной речи детей старшего возраста средствами русского фольклора"

Консультация "Развитие связной речи детей старшего возраста средствами русского фольклора"...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора...