Конспект статьи на тему «Развитие речи у младших дошкольников средствами русского фольклора»
материал по развитию речи (младшая группа)
Самым первым и главным приобретением для ребенка в дошкольном возрасте, является овладение родным языком. Народное творчество - это богатейший источник патриотического воспитания дошкольников. Фольклор раскрывает перед ребенком красоту и звучность русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_mladshih_doshkolnikov_sredstvami_russkogo_folklora_statya.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи у младших дошкольников средствами русского фольклора»
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
М. И. Калинин
Самым первым и главным приобретением для ребенка в дошкольном возрасте, является овладение родным языком. Народное творчество - это богатейший источник патриотического воспитания дошкольников. Фольклор раскрывает перед ребенком красоту и звучность русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.
В фольклоре могут отражаться чувства и переживания народа, мечты о счастливой и безмятежной жизни, планы на будущее. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. В детском саду развитие речи очень зависит от общения с педагогом. Поэтому в работе с детьми приоритетом является систематизировать использование произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.
В настоящее время многие родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто пускают процесс развития речи ребенка « в свободное плавание». Ребенок все чаще предоставлен сам себе. А всестороннему развитию личности ребенка способствует активное использование малых фольклорных форм. Фольклорные произведения необходимо произносить выразительно, с разной интонацией , а лучше сопровождать жестами, мимикой.
Русские народные сказки, загадки, потешки, прибаутки – очень важны для младших дошкольников, фольклорные жанры, можно считать полноценным содержанием художественно-речевой деятельности.
В младшем возрасте дети легко запоминают звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться. Чтение потешек, колыбельных проводятся в игровой форме, это не только заинтересовывает ребенка, но и способствует легкому запоминанию текста. Чаще всего, развитие речи детей младшего возраста, осуществляется средствами русского фольклора в различных режимных момента.
Парциальная программа Л.П.Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стоит в основе решения многих педагогических задач.
В работе с детьми необходимо подобрать литературу с учетом возрастных особенностей детей;
Сказки: «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», …
Песенки, потешки, заклички: «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка...», «Радуга-дуга...» …
Познакомить детей с разными жанрами русского фольклора;
Жанры русского народного фольклора
Колыбельные песни:
«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
«О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»
О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Например после купания повторяют:
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода к низу,
А дитя к верху.
Потешки – это своего рода игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Заклички – обращение к явлениям природы.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей
Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!
Изготовление и демонстрация наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, обихода). Создание предметной развивающей среды для повседневного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры; изобразительная деятельность).
Применение фольклора в детском саду и дома поможет способствовать развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»
«Развитие речи в младшем дошкольном возрасте».Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в мир окружающих его людей. Х...
Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...
Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Статья посвящена теме развития речи детей младшего дошкольного возраста через призму взгляда воспитателя на данную проблематику....
Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....
Статья на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры...
Статья на тему "Развитие речи у младших дошкольников"
В данном материале можно увидеть некоторые советы о том, на что стоит обращать внимание при развитии речи ребенка...
Статья на тему "Развитие речи в младшем дошкольном возрасте"
Младшие дошкольники обладают уникальными особенностями в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполне...