Конспект статьи на тему «Развитие речи у младших дошкольников средствами русского фольклора»
материал по развитию речи (младшая группа)

Захарова Ольга Николаевна

Самым первым и главным приобретением для ребенка в дошкольном возрасте, является овладение родным языком. Народное творчество - это богатейший источник патриотического воспитания дошкольников. Фольклор раскрывает перед ребенком красоту и звучность русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи у младших дошкольников  средствами русского фольклора»

    «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

                                                                                                                                    М. И. Калинин

                                       

     Самым первым и главным приобретением для ребенка в дошкольном возрасте, является овладение родным языком. Народное творчество - это богатейший источник патриотического воспитания дошкольников. Фольклор раскрывает перед ребенком красоту и звучность русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. 

   В фольклоре могут отражаться чувства и переживания  народа, мечты о счастливой и безмятежной жизни, планы на будущее. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. В детском саду развитие речи очень зависит от общения с педагогом.  Поэтому в работе с детьми приоритетом является систематизировать   использование произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.

В настоящее время  многие родители  из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто пускают процесс развития речи  ребенка  « в свободное плавание». Ребенок все чаще предоставлен сам себе. А всестороннему развитию личности ребенка способствует активное использование малых фольклорных форм.  Фольклорные произведения необходимо произносить  выразительно, с разной интонацией , а лучше  сопровождать жестами, мимикой.

 Русские народные сказки, загадки, потешки, прибаутки – очень важны для младших дошкольников, фольклорные жанры, можно считать полноценным содержанием художественно-речевой деятельности.  

В младшем возрасте дети легко запоминают звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться. Чтение потешек, колыбельных проводятся в игровой форме, это не только заинтересовывает ребенка, но и способствует легкому запоминанию текста. Чаще всего, развитие речи детей младшего возраста,  осуществляется средствами русского фольклора   в различных режимных момента.

Парциальная программа Л.П.Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стоит в основе  решения многих педагогических задач.

В работе с детьми необходимо подобрать литературу с учетом возрастных особенностей детей;

Сказки: «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», …

Песенки, потешки, заклички: «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка...», «Радуга-дуга...» …

Познакомить детей с разными жанрами русского фольклора;

Жанры русского народного фольклора

Колыбельные песни:

«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

«О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»
О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Например после купания повторяют:

 Вода текучая,
 Дитя растучее,
 С гуся вода,
 С тебя худоба.
 Вода к низу,
 А дитя к верху.

Потешки – это своего рода игры  взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

Заклички – обращение к явлениям природы.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

       Изготовление и демонстрация наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, обихода). Создание предметной развивающей среды для повседневного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры; изобразительная деятельность).

     Применение фольклора  в детском саду и дома  поможет  способствовать развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

«Развитие речи  в младшем дошкольном возрасте».Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок  входит в мир окружающих его людей. Х...

Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Статья посвящена теме развития речи детей младшего дошкольного возраста через призму взгляда воспитателя на данную проблематику....

Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....

Статья на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры...

Статья на тему "Развитие речи у младших дошкольников"

В данном материале можно увидеть некоторые советы о том, на что стоит обращать внимание при развитии речи ребенка...

Статья на тему "Развитие речи в младшем дошкольном возрасте"

Младшие дошкольники обладают уникальными особенностями в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполне...