Статья на тему "Развитие речи у младших дошкольников"
статья по развитию речи (младшая группа)

Улдукис Ирина Васильевна

В данном материале можно увидеть некоторые советы о том, на что стоит обращать внимание при развитии речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument_4.docx12.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие речи детей второй младшей группы»

Развитие речи детей второй младшей группы

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитиемнаглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?» …

Развивая связную речь, следует учить детей:

Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

Задавать вопросы;

Активно включаться в разговор;

Объяснять содержание картины, ситуации;

Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.

Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.

Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).

Грамматический строй речи заключается в:

развитии умения согласовывать слова в предложении;

употреблении ласкательно-уменьшительных слов;

употреблении прилагательных, глаголов.

Предлагаемые задания:

«Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.

«Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…

«Добавь слово»: дом – домик, стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик).

Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:

развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);

поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»

упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».

развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).

Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).

Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

статья "Развитие связной речи у старших дошкольников"

Связная речь является показателем речевого развития ребенка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связыва...

Статья "Развитие связной речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Материал о том, как влияет театрализованная деятельность влияет на речь детей...

Статья "Развитие связной речи у младших дошкольников"

Краткое оповещение о развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста...

Конспект статьи на тему «Развитие речи у младших дошкольников средствами русского фольклора»

Самым первым и главным приобретением для ребенка в дошкольном возрасте, является овладение родным языком. Народное творчество - это богатейший источник патриотического воспитания дошкольников. Фолькло...

Статья "Роль связной речи в развитии дошкольников"

В статье рассказывается о важности развития связной речи для дошкольников. О том, на что нужно обратить внимание педагогам и родителям детей дошкольного возраста и как помочь ребёнку....

Статья по развитию речи у старших дошкольников

Статья по развитию речи у старших дошкольников...