Роль игры в формировании звукопроизношения
консультация по логопедии на тему

Имамова Эльмира Фирдауисовна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.39 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в формировании звукопроизношения

Консультация учителя-логопеда Имамовой Э.Ф.

   (Слайд 2) Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический  запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

   (Слайд 3) Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить.

   Нормы по развитию и становлению речевых процессов и звуков речи

  • К 1,5 – 2 годам ребенок уже хорошо проговаривает звуки: А, О, У, Э, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, Т, ТЬ, НЬ, КЬ, в речи крохи появляются предложения типа: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать, как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикии», «касий».  Ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем (звуков).
  • К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки: Б, БЬ, П, ПЬ, М, МЬ, Т, ТЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ, строит простые распространенные или даже сложноподчиненные предложения( «Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили на улицу, шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих.
  • К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они красивые»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
  • К 5 годам малыш правильно произносит все шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Ребенок может еще недостаточно четко проговаривать сонорные звуки – Р, РЬ, Л, ЛЬ. Почти не допускает в речи грамматических ошибок (правильно образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: зайчик, столик, вазочка…, образует множественное число существительных, согласует существительные и числительные, например: два карандаша … пять карандашей… одна лопата…. шесть лопат…). Может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке, т.е. составить рассказ из 4 – 5 распространенных  предложений.
  • В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

   Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, богатой, чистой, эмоциональной, выразительной, живой, благозвучной. Поэтому у детей нужно развивать правильную, красивую, благозвучную речь.

 

   (Слайд 4)  Но наибольшее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение - как на ладошке.

   (Слайд 5) Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

   Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяжелыми нарушениями в речи часто отстают в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются общей скованностью, дискоординацией, слабостью движений, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются изменения в психической сфере – повышенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость.

   Особенности поведения таких детей отличаются и в играх. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре.

 

   (Слайд 6) Таким образом, можно сформулировать две основные задачи:

1. Широко использовать игры в различных режимных моментах;

2. Учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

   (Слайд 7)   Каким же требованиям должна отвечать игра?

  • Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться.
  • В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес.

   

 

   (Слайд 8) Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Четкое произношений звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

   (Слайд 9) Рассмотрим виды игр, способствующих формированию правильного звукопроизношения и поиграем в некоторые из них.

     Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).

Конкурс «Разминка артикуляционной моторики»

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы.

Чисти мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки.

Пальчиковые игры являются одними из самых важных в развитии ребенка. Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром, учатся писать и рисовать, осваивают азы математики, обучаясь счету, осознают понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «справа», «слева». Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики, воображения, тренировки памяти  и, конечно, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Конкурс «Знание пальчиковой гимнастики»

   Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырех лет детей знакомят с терминами «слово», «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове, знакомят с делением слов на слоги.

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

- Назови слова на заданные звуки

- Придумать рифму к слову.

- Определить место звука в слове.

   Полезные упражнения для развития речевого слуха и дикции служат чистоговорки и скороговорки.

Конкурс «Формирование правильного звукопроизношения и дикции»

- прочитать чистоговорки сердить, вопросительно, удивленно

  Дидактические игры. Развивающие (дидактические) игры помогают детям  с помощью взрослого  или самостоятельно развивать свои интеллектуальные  и творческие способности, а также уже имеющиеся коммуникативные навыки

Игра «Почемучка»  

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, соковыжималка, листопад, снеговик, мотокросс, медведь.

   Подвижные игры. У детей огромное количество энергии, им необходимо постоянно двигаться. Малыши развиваются, познавая мир, приобретая двигательные навыки и рефлексы. Для того чтобы выплеснуть накопившуюся энергию , детям дошкольного и младшего школьного возраста необходимы подвижные игры, которые, помимо прочего, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно- сосудистую  систему, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации и т.д.

Мухи в паутине

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

   Игры-драматизации помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его  художественную ценность  положительно влияют на развитие выразительности  речи  и движений.

   Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

   

   Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

(Слайд 10) Обучение и игра – абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Как бы по разному ученые не смотрели на закономерности обучения детей  в игре и возможности игры в обучении дошкольников, все они сходятся в одном – игра всегда обучает! А при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации – обучает прекрасно…

Воспитатели всех  возрастных групп рассказывают, какие игры можно использовать для формирования звукопроизношения на занятиях и в других режимных моментах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

роль игры в формировании звукопроизношения консультация учителя-логопеда - имамовой Э.Ф.

Слайд 2

Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе . Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого. Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов - звукопроизношение , лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделимы друг от другого.

Слайд 3

Нормы по развитию и становлению речевых процессов и звуков речи: Речевые процессы (в годах) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-7 лет Звуки А О Э П Б М И Й Ы У Ф В Т Д Н К Г Х С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р Словарный запас 50-300 слов 300-800 слов до 2.000слов до 3.000 слов Лексика, грамматика, связная речь Имена существительные Имена прилагательные, местоимения, предлоги; появляются предложения из трёх слов. Трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков 3года - изменяют все части речи; 4 года- развернутые предложения Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. 5лет составляют рассказ по картинке; 6-7 - используют сложные предложения. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Слайд 4

Формирование звукопроизношения в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Детей нужно учить слушать и слышать, широко использовать игры в разных режимных моментах.

Слайд 5

Игра и речь – неотъемлемые содержательные и отлично дополняющие друг друга составляющие детского бытия

Слайд 6

Задачи: Широко использовать игры в различных режимных моментах . Учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами .

Слайд 7

Требования к игре Она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Структура и содержание должны постепенно усложняться. В игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный.

Слайд 8

Игры таят в себе большие возможности речевого общения формируют, развивают и активизируют определенный объем словаря, развивают фонетико-фонематическое восприятие, помогают в игровой форме решать умственные задачи, развивая при этом лексико-грамматический строй, словотворчество, связную речь.

Слайд 9

Виды игр Артикуляционная гимнастика Пальчиковые игры Чистоговорки и скороговорки Дидактические игры Подвижные игры Ролевые игры Игры- драмматизации Игры-конкурсы

Слайд 10

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка-дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка. (методический пробег для воспитателей)

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический  запас, грамматический с...

Игры для формирования звукопроизношения

Автоматизация и дифференциация звуков...

Консультация для воспитателей : "Роль игры в формировании звукопроизношении".

Консультация предназначена в помощь для логопедов  и воспитателей ....

игры для формирования звукопроизношения.

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ ТишинаЦель. Автоматизация звука ш.Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети ...

Игры для формирования звукопроизношения

Автоматизация и дифференциация звуков...

Роль игры в формировании правильного звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи

Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использоват...

Памятки, консультации, игры по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Памятки, консультации, рекомендации и  игры для родителей/педагогов...