Роль игры в формировании правильного звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)

Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaytsevoy_a.r.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в формировании правильного звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи.

ИЛИ

(Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи)

Учитель – логопед Зайцева А.Р

МАДОУ «ДС №17 Г. Челябинск»

Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.


Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время проблема коррекции речи особенно актуальна.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса. Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных речевых расстройств является общее недоразвития речи. Проблемы нарушения всех компонентов речевой системы – фонетики, лексики, грамматики, из чисто логопедической проблемы вырастает в огромную психологическую проблему. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) замкнуты, стеснительны, а порою агрессивны. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение - как на ладошке. Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность - чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры преодолевается застенчивость, скованность, которые свойственны детям с общим недоразвитием речи. Во время игры у этих детей развивается инициативность. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

Учитель-логопед постоянно находится в поиске увлекательных заданий на формирование правильного произнесения звуков в речи, на развитие фонематических процессов. Ведь хочется не просто из занятия в занятие сухо проговаривать лексический материал, а вызвать у ребенка положительные эмоции, увлечь его, заинтересовать. Игровые приемы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходным (акустически и артикуляционно) звуком.

  1. Игровые приемы на развитие артикуляционного аппарата

В своей работе я использую интересные и разнообразные игры:

- дидактическая игрушка «Бегемотик»;

- иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме.

- сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов:

Сказка о Веселом Язычке. (+ развитие голоса)

Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

Еще одна сказка о веселом язычке

Язычок проснулся рано утром. Открыл окошко (открыть рот), проветрил комнату. Сделал гимнастику: наклоны направо, налево (соответствующие движения языком). Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться. Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних), прополоскал рот (надувание щек поочередно). И пошел готовить завтрак. Замесил тесто (покусать середину языка). Испек блинчики (закусить широкий кончик языка 4-5 раз). Съел их с вареньем (жевательные движения) и пошел играть на дудочке (вытянуть губы).

  1. Игровые приемы на этапе вызывания (постановки) звука

Звуки с-з-ц

1. Свист в пузырек — ссс...

2. Накачивание воздуха насосом — ссс...

3. Полет осы — ззз...

4. Поманить рукой цыплят — цып-цып-цып.

Звуки ш-ж-ч-щ

1. Звук лопающегося пузыря — шшш...

2. Мама спит — шшш...

3. Кукла спит — шшш...

4. Гусь шипит — шшш...

5. Жук жужжит — жжж...

6. Паровоз пыхтит — ччч... (чу-чу-чу).

Звуки р-л

1. Болтушка — блблбл...

2. Остановить лошадку — тпр (язык между губами — язык вибрирует).

3. Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

4. Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить виб­рацию языка пальцем.

5. На язык, просунутый между губами, кладется длинная по­лоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные по­лоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

Звуки к-г-х

1. Покашливание для вызывания звука к.

2. Подражание крику кукушки для вызывания звука к.

3. Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.

4. Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.

5. Подражание рубке дров с произнесением междометия ух.

6.  Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.

7. Подражание смеху ха-ха-ха.

Звуки в-ф-б-д

1. Подражание вою ветра — ввв...

2. Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, по­дуть на горячий чай — ффф...

3. Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.

4. Игра в бирюльки: при произнесении: звука ввв... производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.

  1. Игровые приемы на этапе автоматизации звука

При автоматизации звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и во фразовой речи детям очень нравятся игры:

  • «Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.
  • «Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.
  • «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;
  • Упражнения «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО,

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ,

РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ,

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 «песенок» - слогов «играть» вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • Игра «Скажи тихо-громко»;
  • Игра «Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки. Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог;
  • Игра «Называй слоги пока сыплется песочек (песочные часы)»;
  • «Собери разноцветные бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог
  • «Су-Джок» и колечки»
  • «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию)
  •  «Сухой бассейн», коробка с фасолью. В нее зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.

  • «Рыбалка» в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком дети вытаскивают рыбку и на данный звук подбирают слова. Поймав “рыбки” – слова (т.е. рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
  • «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови;
  • «Логопедическое домино»,
  • «Лото»;
  • «Ходилки»;
  • «Сложи пирамидку»,
  • «Собери бусы»

  • «Договаривание предложения по картинкам»;
  • «Помоги Незнайке» - ребёнок помогает Незнайке исправить ошибки, «подружить» слова в предложении, поставить их по порядку.

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звуки на различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок.

  1. Игровые приемы на этапе дифференциации поставленного звука со сходным
  • «Звенит-жужжит» - ребенок раскладывает картинки со звуком «З» в одну сторону, а со звуком «Ж», в другую;
  • «Поезд» - два бумажных вагона поезда с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенок должен разместить пассажиров по вагонам;
  • «Магазин» - ребенок в магазине может купить те предметы, в названии которых есть заданные звуки и разложить в соответствующие корзинки;
  • «Повторялки»: ребенок повторяет за педагогом слоги, рифмовки;
  • «Договори словечко»
  • «Чудо-дерево» - ребёнку надо «сорвать» с дерева сливы (яблоки, груши), на которых есть картинки с заданными звуками и разложить их в разные корзинки.

Из вышесказанного, видно, что углубленная работа по формированию правильного звукопроизношению звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить этот процесс, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников и качество подготовки их к школе.  


Литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  2. Герасимова А. С. и др. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  3. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у де­тей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
  4. Интернет источник: https://studopedia.net/1_61611_igrovie-priemi-postanovki-zvukov.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура неосознаваемых взаимоотношений ребенка в семье, их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....

Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...

Особенности формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его гр...

Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи

laquo;Речь – это канал развития  интеллекта…, - писал Н.И.Жинкин, - чем раньше будет  усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».Огромная ответственность в...

Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи.

Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи....